Инж. Г. ЗИМИЛЕВ
КЛИМАТИЧЕСКИЕ и географические особенности, вследствие которых значительная часть дорог нашего Союза в течение почти полугода покрыта снегом, являются некоторым препятствием в деле развития у нас механического транспорта. Действительно, если в больших городах и на прилегающих к ним главных шоссейных магистралях благодаря производящейся (хотя и весьма примитивно) уборке снега, а главное, оживленному движению, зимняя автомобильная езда возможна, то на остальных дорогах Союза снежный покров может представить для автомобиля почти непреодолимое препятствие.
Между тем, ясно, что автомобиль сможет получить у нас широкое распространение лишь тогда, когда он будет не сезонным средством сообщения, а работающим во все времена года.
Необходимо, хотя бы в общих чертах теперь же поставить вопрос о зимнем пользовании автотранспортом в климатических условиях Союза.
При этом может быть намечено два основных вопроса:
Применение механического транспорта зимой может быть разрешено при помощи специальных аппаратов — аэросаней и автосаней. Эти аппараты весьма ценные для таких целей, как военное дело, почта и т. д., а также в определенных северных районах, в общесоюзном масштабе не могут заменить в зимнее время всего автотранспорта.
Очистка дорог и улиц от снега, производящаяся у нас даже в столице Союза — Москве — кустарнейшим способом — ручными лопатами и метлами, в Западной Европе, и, особенно, в Америке производится механическим путем.
Один из простейших способов механической очистки снега осуществляется при помощи трактора, сзади которого прикреплен широкий скребок, собираюший снег с дороги.
Более совершенными являются различные типы снеговых плугов, приспособляемых к автомобилю и автоматически отгребающих снег в сторону. В Германии для работы в городах получили распространение электрические аккумуляторные тележки, к которым крепится снеговой плуг.
При очень глубоком и слежавшемся снеге употребляются снегочистители специальной конструкции. Они имеют острый снегорез, по обе стороны которого расположены два быстро вращающихся лопаточных колеса, приводимые в действие от двигателя; эти колеса врубаются в снег и с силой выбрасывают его в стороны. Автомобили, применяемые для снеговых плугов, обычно снабжаются особо сильными двигателями; для большего сцепления автомобиля с дорогой применяется передача на все четыре колеса.
Для той же цели с успехом используются и тракторы, преимущественно гусеничные.
Как бы ни были усовершенствованы способы очистки дорог и улиц от снега, таким способом могут быть обслужены лишь города и основные шоссейные магистрали.
Для езды автомобилей по снегу наиболее употребителен прибор Кегресса, состоящий из двух колес или шкивов, из которых одно (заднее) насаживается на полуось вместо заднего колеса автомобиля, а другое надето на специальном рычаге. Между этими двумя шкивами натянута резиновая лента, прижимаемая к дороге системой роликов. Прибор Кегресса нашел широкое распространение во Франции в применении к автомобилям "Ситроен" для езды по бездорожью и по снегу; в последнем случае передние колеса устанавливаются на лыжах.
Различные видоизменения того же способа с успехом используются и в Швейцарии для правильного автобусного и почтового сообщения через снежные перевалы Альп, и в северной части Америки для приспособления нормальных автомобилей, главным образом, Фордов — к зимнему движению.
Мы не старались дать полный обзор способов решения поставленной задачи. Мы хотим лишь поставить вопрос о важности, в наших условиях, правильного использования автотранспорта в зимнее время.
Для осуществления этого требуются, однако, многочисленные испытания и исследования, чтобы выяснить дешевые и рациональные способы очистки дорог от снега, а также создать наиболее совершенные и в то же время простые приборы, чтобы приспособить автомобили для езды по снегу.
И то, и другое должно привлечь широкое внимание соответствующих руководящих органов, а также явиться благодарной задачей для практической работы неуклонно растущих автодоровских коллективов, разбросанных по всему необ'ятному Советскому Союзу.
Инж. Г. Зимилев