АВТОДОРОВСКОЕ движение довольно глубоко проникло в последнее время в Красную армию. Но нам кажется, что развитие автодоровского движения идет в ней несколько однобоко. Так, например, большинство ячеек, организованных при частях и штабах, стремится помочь своим членам изучить лишь автомобиль и управление им; о второй части автодоровского движения — дороге — обычно забывают.
Между тем, именно Красная армия может сильно помочь автодоровскому движению в области дорожного дела. Возможность эту едва-ли не в наибольшей степени представляют саперные части.
Изучая в мирное время дорожное дело (и мосты), производя большинство дорожных и мостовых работ на театре военных действий, саперы уже по самой своей специальности являются "родственниками" Автодора.
Каждый год демобилизуются из кадрового и переменного состава этих частей тысячи красноармейцев и младших командиров, хорошо изучивших дорожное, мостовое дело, знающих плотничье, кузнечное ремесла, каменно-бетонное дело и т.д. При чем из этой массы многие окончившие школы младшего комсостава, безусловно, имеют знания хороших десятников, что было в свое время отмечено и вызвало циркуляр НКПС, рекомендующий принимать на должности десятников демобилизовавшихся саперов.
Кто же как не эта масса саперов, уходящая в большинстве своем в деревню, получившая в армии хорошую специальную и политическую подготовку, полная энергии и сил, жаждущая у себя на родине скорее окунуться в полезную общественную работу, может дать могучий толчок развитию автодоровского движения на селе?
Нужно только командному составу и Автодору суметь надлежащим образом использовать демобилизацию саперов.
Проходя дорожное и мостовое дело, саперные части вынуждены производить практические работы. При чем, естественно, что на суммы, отпускаемые военведом для учебы, они не могут производить работы в таком большом масштабе, чтобы сооружаемые постройки имели бы учебную ценность не только для красноарнейцев, но и для комсостава, а поэтому, по примеру других армий, они берут от гражданских властей подряды на различного рода дорожные и мостовые работы. Этим убивают двух зайцев: проходят основательно свою учебу и дают местному населению дешевые дороги и мосты.
Правда, в эту практическую работу больше втянуты наши кадровые саперные части — батальоны, которые часто выполняют работы довольно крупного масштаба. Мы недавно читали в газетах о награждеими ЦИК'ом СССР некоторых батальонов за героическую, настойчивую работу (прокладка дорог в Сванетии). Но и территориальные саперные роты, разбросанные по всему Союзу, также могут принять участие в таком важном деле, как борьба с бездорожьем.
В качестве отдельного интересного примера, иллюстрирующего успешную работу саперных частей в борьбе с нашим бездорожьем мы помещаем фотографии работ саперной роты N Харьковской дивизии.
Саперным ротам придется брать на себя постройку небольших участков дороги, а постройку мостов — не длиннее 50—60 метров, т.-е. чисто местного значения; придется для этой цели уходить к месту работ от постоянного лагеря не более, чем на 20—40 км.; работу нужно будет вести ускоренным темпом из-за краткости сборов терсостава. Но в конце-концов, производство этих работ территориально-саперными ротами вполне возможно и в целях учебы необходимо. Польза от них будет большая как окружающему крестьянству, так и делу боевой подготовки инженерных частей Красной армии.
Совместными усилиями инженерного командного состава Красной армии и руководящих органов Автодора надо этот вопрос полнее разработать и провести в жизнь!
В. Стычинский
От редакции. Считая вопрос выдвигаемый тов. В. Стычинским очень интересным, просим наших читателей, — командиров и красноармейцев, — писать в редакцию о работе саперов по улучшению дорог