ЗА РУЛЕМ, №2, 1929 год. ГЛАЗОМ РАБКОРА-АВТОДОРОВЦА

"За рулем", №2, январь 1929 год, стр. 28-30

ГЛАЗОМ РАБКОРА-АВТОДОРОВЦА


ПОПРАВИМ СТАРЫЕ ДОРОГИ

ПОСЛЕ разрухи и революции шоссейные дороги пришли в совершенный упадок. Крестьяне и местные жители совершенно не обращают внимання на состояние дорог и лишь изредка привезут и свалят в яму воз-два навоза: отчасти для того, чтобы "проехать" можно было, а отчасти от того, что все равно навоз вывозить куда-нибудь надо. Это часто наблюдается в западной Сибири, где навоз почти никуда не употребляют. С трудом иногда сельсовет заставит местных жителей починить или сделать мостик через какую-нибудь канаву, через которую движение почти невозможно, но и этот мостик скоро развалится. Некоторые дороги, если не стали никуда негодными, то скоро станут. И так уже предпочитают об'езжать "большую" дорогу. А между тем, такую дорогу поправить гораздо легче, чем сделать новую, и поэтому за это в первую очередь надо взяться. На большинстве старых шоссейных дорог надо только прочистить канавы и водоспуски, засыпать ямы и уравнять полотно.

Чем скорее это будет сделано, тем меньше надо будет затратить труда и денег, тем это будет лучше.

Сибирь
В. Радкевич


НАЧАЛИ ХОРОШО

АВТОДОР близок бойцу Красной армии не только общими идеями дорожного и автомобильного строительства. Он может удовлетворять практические "дорожно-машинные" запросы красноармейца и командира.

А запросы есть. У нас в нескольких владикавказских частях доклады об Автодоре вызывали, главным образом, такие вопросы: будет-ли Автодор учить управлять автомобилем и трактором, научит ли дорожному делу, покажет ли как коллективам раздобыть машину. Словом, что даст нам это общество?

Ответ был один: Автодор мало что даст, организуйтесь и действуйте сами. На этот счет есть приказ Наркомвоенмора.

По частям на вызов партячеек явились самые рьяные красноармейцы, частью уже знакомые с "шоферно-пулеметным" делом.

Работу двинули. Ячейка при N школе насчитывает 642 члена. Автодоровцы раздобыли раненый автомобиль. Начальник школы обещал отвести часы и дать платного преподавателя. В ротных коллективах проведены доклады о дорожном строительстве и машинной обороне СССР. Распространено 750 лотерейных билетов.

В штабе N дивизии организовался коллектив из 34 человек. Заявка была на 50 лотерейных билетов, а подписка прошла на 240. Один товарищ подписался на 50 билетов.

В N полку работает коллектив в 224 человека. Коллектив улаживает сейчас с Закпромторгом вопрос о зимнем обучении автодоровцев. Продано 300 лотерейных билетов. Выписывается 20 экз. "За Рулем".

N рота связи также имеет 72 автодоровца и по другим частям не организованных в коллектив — до 300 членов. По частям уже распространено 1.600 лотерейных билетов.

Всего к январю будем иметь двухтысячный отряд автодоровцев. Если не заморозим производственного обучения, будем и в дальнейшем неуклонно расти.

Учебное машиноснабжение одна из труднейших наших задач. Мы предполагаем за счет округа и штаба получить 2—3 машины, а нужно 10—12.

Плохо с тракторными кружками. В них влилось перед демобилизацией ⅔ отпускников, мы же пока всю работу ограничили тремя-пятью лекциями. Тракторов — ни одного.

Тимошенко


АВТО-МЕХАНИЧЕСКИЕ КУРСЫ

ПРИ 26 советской школе автомеханические курсы начали работать в сентябре 1928 года, существуя на средства Бауманского ОНО. На первом году обучения помимо физики и механики на курсах проходятся и специальные предметы: двигатели внутреннего сгорания, технология металлов, сопротивление материалов, техническое черчение, а также ведется практическая работа в мастерской (4 часа в неделю).

Курсы обслуживаются специалистами авто-завода. Курсы должны дать законченное среднее образование и квалификацию по авто-строительству: монтера, пом. мастера и т. д.

Пока при содействии БОНО удалось оборудовать слесарную мастерскую. Учащиеся работают в ней уже более 2-х месяцев.

В этом году на курсы были приняты 74 подростка, окончивших семилетку. Из них 60% составляют дети рабочих, остальные — дети служащих.

Правление Автотреста, которое, казалось должно быть заинтересовано в существовании авто-механических спецкурсов, относится к ним пока безразлично. Единственный, кто дает денежные средства, правда, в ограниченных размерах, это — БОНО. Нормальную поддержку оказывает нам Автодор, который выделил представителя в совет курсов.

Надо бы увеличить количество часов практической работы в мастерских и дать стипендию хотя бы в 15 руб. наиболее нуждающимся детям рабочих. Четверо из 74 учащихся ушли с курсов из-за тяжелого материального положения.

Следует еще отметить недостаточность помещения курсов. В будущем учебном году трудно будет развернуть работу; между тем, нужно будет открыть параллельные группы. Единственным выходом является надстройка 3 этажа на здании 26 школы. Этот вопрос в райсовете разрешен положительно, но пока только в теории. Будем надеяться, что с весны 1929 г. приступят к осуществлению этого решения.

Москва
А. М.


Баку. Общий вид бетонно-асфальтового завода. Налево дробилка
Фото П. Краснова

ЗА КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ!

БАКИНСКИЕ нефтяные промыслы раскинуты на несколько десятков километров. Снабжение промыслов производится из города со складов Техснаба. Почти все снабжение промыслов и заводов Азнефти производится собственным автотранспортом. Насколько грандиозна работа транспорта можно судить по тому, что в настоящее время работают по доставке грузов более 800 машин, которых все же нехватает.

Дороги на промыслах делаются, главным образом, из местного строительного камня, который хотя к дешев, но недолговечен — отсюда постоянные ухабы. Городское шоссе Баку—Балаханы, расстоянием 12 километров, — главная артерия снабжения промыслов материалами и оборудованием — находится в положении не лучшем, чем и остальные промысловые дороги. Вследствие такого состояния дорог авто-транспорт ежегодно, по подсчетам, теряет несколько сот тысяч рублей.

В связи с развивающимся авто-сообщением надо поставить ребром вопрос о ремонте или переделке дорог. Азнефть, учитывая заграничный и союзный опыт прокладки асфальтовых дорог, оборудовала мощный асфальтово-бетонный завод. Уже заасфальтировано около одного километра пробного пути по шоссе Баку—Балаханы. До полного испытания асфальтовой дороги дальнейшие работы пока приостановлены.

Сейчас ведутся работы по асфальтированию улиц гор. Баку, где движение не грузовое, и асфальт себя оправдывает. В случае, если пробный участок по Балаханскому шоссе выдержит испытание, все дороги в Баку будут асфальтированы, для чего имеются особо благоприятные условия: наличие мощного асфальтового завода и масса нефтяных остатков, являющихся сырьем по изготовлению асфальта.

Баку
П. Краснов


В КОЛЛЕКТИВЕ ГОСТОРГА РСФСР

КОЛЛЕКТИВ Автодора при Госторге РСФСР за сравнительно короткий период широко развернул свою работу.

В начале дело не клеилось из-за неработоспособности бюро, кстати сказать, состоявшего почти на одних специалистов автодела.

С переизбранием же бюро работа заметно оживилась. Организованы шоферские курсы, на которых в настоящее время обучается 100 слушателей. Уже состоялся один выпуск шоферов в количестве 27 человек. Создается также параллельная группа в 40 человек для обучения езде на мотоцикле.

Шоферские курсы работают на основе самоокупаемости. Слушатели платят, в зависимости от оклада жалованья, от 10 до 35 рубл. за полный курс.

Коллектив имеет в своем распоряжении два мотоцикла "Дерад" и "B. S. A.". Кроме того у пяти членов коллектива есть мотоциклы с колясками.

Отдельные члены коллектива участвовали в спартакиаде (пробег: Москва — Тула — Москва) в различного рода экскурсиях, парадах и т. д.

Коллектив арендует небольшой гараж, в котором организуется мастерская и где предположено проводить практическую работу по монтажу. Кроме того, в главном здании Госторга коллектив имеет свой уголок, где автодоровцы в свободное время проводят оживленные беседы.

Из 394 членов коллектива Автодор в активную работу вовлечено не менее 50%.

Помимо участия в общей стенгазете и журнале, автодоровцы выпускают свою передвижную стенгазету.

Среди рабочих и служащих Госторга распространено 1200 билетов автолотереи. Шестьдесят членов коллектива выписывают журнал "3а Рулем".

Вся эта работа проделана без малейшей материальной поддержки со стороны администрации, передавшей вступительный и паевой взносы в сумме 1.000 руб. Центральному Совету Автодора.

Чрезвычайно тяжело работать при отсутствии мало-мальски пригодной для практической езды машины, приобретение которой наталкивается на недостаток средств.

Москва
С. В—в


МОТОЦИКЛ в ПРОВИНЦИИ

В ГЛУХОЙ провинции, в небольших городах, в селах есть не мало мотоциклистов. Но вероятно, никто не знает как много они терпят лишений. Условия для ремонта и исправления машины здесь поистине ужасны.

В больших городах отсутствие запасных частей заметно, но наличие хороших мастерских дает выход из положения. В совсем других условиях находится провинциальный мотоциклист. Ему приходится ремонтировать машину самостоятельно. Редко увидишь у нас токарную мастерскую, а если она и есть, то работает грубо.

Взгляните на мой мотоцикл и вы вряд-ли сможете определить его марку, до такой степени он "внешне и внутренне" изменен.

Отсутствие прорезиненного ремня заставило меня заменить ременную передачу цепью. Цепь (от старинного легкового авто) тяжела, шестерни для нее сделаны почти от руки из железа) без цементации.

Коробка скоростей переключается с 1 на 3 скорость; диски не работают — стерлись. Лопнул на переднем колесе конус подшипника, пришлось делать его от руки. Шарики по нему не бегают, поэтому хватит их на 140—230 км. О поршневых кольцах и говорить не приходится. Вместо замены сработанных остается лишь прокладывать проволоку в кольцевых канавках.

Вообще запасных частей достать никак нельзя. Ростовское н/Д отделение Автопромторга на запрос о колесе для мотоцикла и вообще запасных частях ответило, что имеет только шоферские перчатки, консервы, свечи и др. материалы ненужные для мотоцикла. Этим летом я запросил чуть ли не все города СССР о камерах размером 26 × 2½ дм., а в Москву в Резинотрест послал деньги, но нигде таких камер не оказалось.

Я знаю мотоциклиста, который за отсутствием камер обмотал колеса бичевкой и ездил так почти все лето. Цепь на его машине велосипедная.

Знаю еще мотоциклиста, у которого карбюратор от подвесного лодочного мотора, а зажигание через бобину (от Фордзона) от самодельных элементов. Это на машине "Индиан" 7-мисильной почти новой.

Все эти мученики всячески изощряются, чтобы их машина "ехала" и поэтому им нередко с полпути, обливаясь потом и проклиная судьбу, приходится тащить машину в ближайшую "кузню", для очередного эксперимента над машиной на 100—150 км.

Недолго проживут от такого "лечения" наши машины, они скоро "протянут ноги".

Такой мотоцикл только дискредитирует в глазах населения идею авто-мото-транспорта. Нередко, при очередной катастрофе приходится слышать насмешки.

Автопромторг — единственное учреждение предлагающее авто-мото-вело-принадлежности, должен пойти навстречу провинциальному авто-мото-любителю, ибо его машина, при отсутствии трамвая, такси, автобуса, является почти единственным способом передвижения.

Н. Жиленко