Н. ГОРДИН
ИНИЦИАТИВНАЯ группа по организации Всебелорусского общества "Автодор" образовалась в Минске в декабре 1927 года. Общество оформилось 10 января 1928 года, когда был утвержден устав и выбраны руководящие органы.
Интерес к работе Автодора среди рабочих был настолько велик, что некоторые ячейки организовались еще до создания центрального правления общества. Организационный период Всебелорусского Автодора не закончился и до настоящего времени, хотя имеется около 350 организаций, об'единяющих свыше 13 тысяч членов. Во всех округах и почти во всех районах есть окружные отделения и районные ячейки; ближайшей вадачей является развертывание сети ячеек в белорусской деревне.
Из писем селькоров, рабкоров и жалоб отдельных крестьян видно, насколько остро нуждается деревня в организаторах, способных привлечь инициативу населения к делу улучшения дорог, замощению местечковых и сельских улиц и ремонту мостов.
Со всех сторон несется общий вопль: "избавьте нас от вековой грязи, дайте возможность проехать через реку, не рискуя жизнью; мы окажем всемерную помощь в этой работе"... И действительно, рек и болот в Белоруссии больше чем где бы то ни было, а мосты и мостики на районных и сельских дорогах в отвратительном состоянии. Уже в прошлом году, при поддержке Автодора и дорожных органов, средствами населения замощено 7 деревень в одном только Минском округе. Это только начало...
Правление Автодора БССР с первого же дня работы поставило целью подготовить необходимые кадры низового дорожного квалифицированного технического персонала и добиться включения в штат райисполкомов должности районного дорожного мастера, предвидя к концу пятилетки установление дорожного персонала района из одного техника и двух дорожных мастеров. Практически, Автодором открыты и работают курсы по подготовке дорожных мастеров в Минске, Витебске и открываются — в Орше и Мозыре. Всего предполагается подготовить к строительному сезону свыше 100 дорожных мастеров.
Для ознакомления членов Автодора с дорожным делом, Автодором БССР издано популярное "Руководство по дорожному делу", выпускаются 2 регулярных "Листка Автодора" при газетах "Савецкая Беларусь" и "Беларуская Веска". Правление общества начало подготовку к проведению с начала весны "Недели Автодора".
В феврале 1923 года Автодором, совместно с Наркомпросом БССР, были открыты в Минске годичные авто-тракторные курсы на 40 человек, которые затем, по ходатайству Автодора, были реорганизованы на началах профтехшколы с двухлетним курсом обучения. Автодор поднял вопрос об организации в Минске авто-тракторного ремонтного цеха.
В Белоруссии организации Автодора имеют для кружковой работы 15 автомобилей, 3 мотоцикла, 2 моторные лодки; организовано свыше 50 кружков по автомобильному делу. Среди членов Автодора было распределено около 650 заграничных велосипедов.
Из отделений общества особенно следует выделить Бобруйское. Оно впервые организовало в Бобруйске городское и междугородное автобусное движение и открыло периодические курсы по автомобильному делу для членов Автодора.
Испытывается острый недостаток в автомобилях дешевых марок. Всевозможные "кладбищенские" машины уже восстановлены, а требования ячеек на автомобили все возрастают.
Таковы те результаты, которых Автодор Белоруссии добился за год своей работы. Очень желательно, чтобы Автодоры других союзных республик обменялись на страницах "За Рулем" своими достиженияи, — это поможет отдельным организациям Автодора использовать в работе те или иные практические мероприятия других организаций.