ЗА РУЛЕМ, №3, 1929 год. ЛЕДЯНЫЕ ДОРОГИ

"За рулем", №3, февраль 1929 год, стр. 16-17

Парная упряжка на ледяной дороге лесоразработок Мурманской жел. дор. Применение специальных саней, идущих по ледяной колее, уменьшает необходимое количество лошадей на 50—70%.

Инж. К. ВЫСОЦКИЙ

ЛЕДЯНЫЕ ДОРОГИ

ЛИШЬ в самое последнее время в обиходе более или менее широких кругов начинает появляться термин — ледяные дороги. Ледяные дороги вызывают очень смутное и неясное представление о какой-то малоизведанной и неизвестно где существующей новинке. Во всяком случае отсутствует представление о достоинствах этого нового вида транспортного устройства.

Между тем, малоизвестные ледяные дороги заслуживают того, чтобы общественное внимание было привлечено к этому делу; тему о ледяных дорогах следует поставить одним из ответов на общий вопрос борьбы с бездорожьем.

С наступлением зимы и выпадением достаточного снежного покрова все лесные пространства СССР на многие километры от железных дорог, рек и населенных пунктов наполняются многими тысячами лесорубов и лесовозов; по кратчайшим направлениям пробиваются лесовозные зимние дороги — "зимники", и бесконечные вереницы крестьянских лошадей вывозят по этим "зимникам" дрова и лесные материалы к станциям железных дорог и сплавным рекам. Направление "зимников" создается обычаем и опытом лесовозчиков; ни о какой рационализации их направления, а тем более об уклонах и под'емах никто не задумывается; они вьются по лесу, как всякая лесная или проселочная дорога, пересекают овраги и логи с под'емами, лишь бы лошадь могла их взять при предельном напряжении "кнутовой" энергии.

Перевозят дрова и лес на обыкновенных санях, иногда с подсанками, иногда волоча конец бревна по снегу, — способами, созданными прошедшими веками. В кратчайшее время на всех поворотах дорог создаются раскаты; нескладность перевозимого груза приводит весь "зимник" в самый невозможный для проезда вид, — выявляются все ранее скрытые пни, от заносов образуются ухабы и кочки, и чем дальше, тем больше приходится затрачивать знергии для того, чтобы подымать опрокидывающиеся сани, понукать измученных лошадей и т. п.

Гусеничный трактор-тяговик на Мурманской ледяной дороге. Опыты с тракторной тягой еще незакончены, но уже установлено, что лучше всего работают тракторы гусеничного типа

Первым этапом в улучшении элементарного "зимника" явилась простая снеговая дорога, но с прорубкой просек по кратчайшим направлениям, с устройством снегозащитных полос из срубленных деревьев; затем создалась улучшенная снеговая дорога с обработкой полотна специальным плугом и снегоочистителем, даже с частичной поливкой полотна водой.

В результате дальнейшего развития появилась ледяная дорога.

Ледяные дороги имеются ныне двух основных видов: сплошные и с узкими ледяными колеями.

Устройство ледяной дороги сводится к следующему: как только выпадает снег в количестве достаточном для обыкновенно санной дороги, по пути, с заранее приготовленной просекой и низко срубленными пнями (а иногда и выкорчеванными) производится выравнивание снега специальным плугом.

Иногда к этому же плугу приделывается различная железная арматура для прорезания колей, которые проделываются уже в достаточно уплотненном снежном слое. Далее производится поливка дороги водою, при чем поливается или сплошь дорожное полотно на всю ширину для образования плотной ледяной корки, или же заливаются лишь специально вырезанные колеи, расстояние между которыми соответствует построенному для дороги типу саней. Ширина колей делается обычно лишь вдвое более, чем ширина полоза.

Стоимость устройства километра ледяной дороги американского типа по данным организаций в СССР обходится от 280 до 450 руб., а прибавляя к этому стоимость содержания — от 230 руб. до 370 руб., — мы имеем общую стоимость километра от 510 до 820 руб.

Что составляет основную идею ледяной дороги, в чем заключается ее экономическая выгодность? В том, что по ледяной дороге одной тяговой единицей можно перевозить значительно больше груза, чем по обыкновенной дороге.

Полозья саней, применяемых в Америке для перевозки бревен механической тягой. Деревянные поперечины саней связываются цепями

На основные вопросы: когда именно следует применять усовершенствованные дороги, главным образом, ледяные; когда они становятся экономически предпочтительнее перед обычными первобытными способами перевозки — общего ответа до сих пор не имеется. Установлено лишь, что применение ледяных дорог уменьшает потребное число лошадей до 70%, и что, таким образом, этот способ транспорта дает решение для развития лесоразработок в тех районах, где испытываются затруднения в гужсиле. Но если мы обратимся к более детальным данным о стоимости эксплоатации ледяных дорог, то они поразят нас своим разнообразием и отсутствием единого измерителя, к которому относятся отчетные данные о расходах.

Все опыты и наблюдения, производившиеся над постройкой и эксплоатацией ледяных дорог в СССР различными учреждениями и ведомствами, законченные какими-то отчетами и сводками, хранятся в этих самых учреждениях, покрываясь неизбежной ведомственной тайной. Некоторые учреждения опубликовали в журналах статьи по поводу ледяных дорог (см. "Лесопромышленное дело" за 1928 год, №№ 2, 4, 10), имеется несколько печатных брошюр на эту тему, но до сих пор еще нет единицы, которая фактически сосредоточивала бы данные всех опытов этого вида транспорта по всему СССР и отчетные данные о заграничных лесных перевозках. В настоящее время собиранием таких данных занялся "Трансстрой" (организация, изучающая и осуществляющая всевозможные виды транспорта), имеется также "Управление опытными станциями по механизации лесозаготовок при ВСНХ", но мы считаем, что сейчас настало время обратить общественное внимание на это новое дело и вынести его на обсуждение более широких масс лесозаготовителей и практических работников лесотранспорта.

Простой прибор, в виде деревянного треугольника, применяемый для уборки снега с полотна ледяной дороги

Идея ледяных дорог, имеющая более чем тридцатилетний возраст в Америке, давшая там и в других северных странах реальные экономические результаты, должна стать одним из дополнительных рычагов индустриализации нашего Союза.

Инж. К. Высоцкий