ЗА РУЛЕМ, №3, 1929 год. АВТОДОРИЗОВАННЫЙ ТАРТАЛЬЩИК

"За рулем", №3, февраль 1929 год, стр. 18-19

НИК. ПОГОДИН

АВТОДОРИЗОВАННЫЙ ТАРТАЛЬЩИК

Очерк

ЭТО теперь произносим мы совершенно механически (как раньше употребляли слова "дай, боже"), говоря:

— Мы некультурны.

Цели такие слова не достигают. Вместо того, чтобы горевать, сознавая свою некультурность, мы даже, как будто с известным утешением, говорим, что ж де поделаешь, мы народ некультурный, а потому с нас и спросить нечего.

Скажем, речь идет об Америке, об ее автостроительстве, об ее остроумнейших приспособливаниях мотора в автомобиле, мотоцикле или тракторе для целей совершенно неожиданных — какое же заключение сделают у нас по этому поводу? Во-первых, будут подолгу удивляться, а во-вторых заявят:

— Ну, так ведь то же Америка...

— А мы?..

— Мы — страна некультурная.

Отсюда — великая наша косность. В Казакстане из-за бездорожья, из-за отсутствия транспорта могут остаться с осени до наступления сухих летних месяцев сотни тысяч тонн хлопка, пошатнуться планы текстильной промышленности, но ассигновать лишний десяток тысяч рублей на дороги — не ассигнуют, но купить полдюжины грузовиков — не купят, хотя убытки от задержки хлопка в десять раз превысят такие затраты.

Но вот наблюдал я, как работает нефтяной трест "Азнефть". Вообще как известно, "Азнефть" подошла вплотную к той черте промышленных достижений, которую принято называть американским уровнем.

Здесь выработался уже какой-то совершенно новый тип хозяйственника и инженера. Они спокойно и смело берут американские образцы и вводят их у себя. Рассуждения о некультурности, о мистических русских препятствиях всему новому здесь считаются неуместными. Они, например, гудронировали при мне, прошлым летом, и без того прекрасное балаханское шоссе. По дорогам "Азнефти" развито колоссальное авто движение и они находит, что дороги, залитые гудроном, ровные как паркет, в десять раз экономичнее, чем образцовое, но простое шоссе, выложенное булыжником.

И вот, когда я встретил автодоризованного тартальщика, то, надо признаться, протер глаза. Скажите, пожалуйста, как можно увязать с идеями общества "Автодор" известный всем тартальный способ добычи нефти? Что общего между желонкой к трактором? Каким образом трактор может обслуживать недра?

Тартание, как таковое, теперь упразднено. Его заменил американский глубокий насос. Но глубокий насос, время от времени, нуждается в помощи желонки. Основная беда — пески. Они засоряют насос, парализуют действие фильтров, и тут без желонки никак не обойдешься.

Спрашивается — что же делать? Рядом с насосом держать все тартальное обооудование с шестидесятисильным двигателем? Насос работает даже на трехсильном моторе. И групповой центральный привод с двигателем в шестьдесят сил качает до сорока насосов. Иначе говоря, целый промысел работает на одном двигателе. К чему тогда все эти высокие завоевания, если у каждой скважины надо ставить резервное, огромное и дорогое желоночное устройство?

Задачу блестяще разрешает трактор. На тракторе устраивают тартальный барабан и сажают тартальщика. Вот и все. Тартальщик путешествует по промыслам. Он прибывает к "больному" насосу, укрепляет трактор и через дугообразную мачту, канатом, извлекает насосины трубы спущенные до дна забоя, а затем своим барабаном, движимым мотором трактора, растартывает скважину, и тем же порядком опускает насос и трубы и едет дальше. Вот нам и вся Америка.

Совершенно просто! Изумительно рентабельно! Изумительно легко!

Не нужно вышек. Не нужно абсолютно ничего... Тот, кто хоть немного знает нефтяную промышленность, поймет, какой эффект дал трактор. Теперь невозможно представить себе, как можно обойтись без трактора. Он сохраняет сотни миллионов денег... именно сотни миллионов. "Азнефть" идет все дальше. На промыслах не только снимаются вышки, там где не предполагается дальнейшего бурения, но даже мачты для тартанья делают передвижными. К ним пристраивают пару колес, и тартальщик едет уже, так сказать, со своей вышкой. Но давно ли многие нефтяники не могли представить себе ничего подобного. А рассказы об американских достижениях вызывали привычное наше:

— Но ведь то же Америка.

А сколько возможностей может раскрыть трактор!Сколько интереснейших нововведений могла бы найти наша промышленность при деловом отношении к нему! А те тракторы, которые мы уже имеем, разве они использованы до максимума, разве они служат так, как в Америке? Конечно, нет... и еще раз нет и нет.

Ник. Погодин