ЗА РУЛЕМ, №4, 1929 год. 3.500 КИЛОМЕТРОВ на СОВЕТСКИХ СНЕГОХОДАХ

"За рулем", №4, февраль 1929 год, стр. 8-9

Аэросани на испытательном пробеге

И. ФЕЛЬДМАН

3.500 КИЛОМЕТРОВ на СОВЕТСКИХ СНЕГОХОДАХ

Аэросанный пробег 1929 года

ВОСЕМЬДЕСЯТ с лишним лет тому назад министр финансов Николая I — Канкрин — на докладной записке о необходимости постройки в России железной дороги "соизволил собственноручно начертать": "России железные дороги не нужны, так как у нас существует богом данная шестимесячная санная дорога".

Паровоз, как один иэ элементов техники, индустрии, культуры, естественно, поверг в ужас одного из столпов царского мракобесия, — министра помещичьей крепостнической России, воспитанной на исконных перекладных, просторных обломовских колымагах и безропотных, забитых станционных смотрителях.

Прошло почти сто лет и железные дороги стали неот'емлемой частью нашего повседневного обихода, хотя и сейчас, в результате хищнического векового хозяйничання Канкриных, целые громадные районы бывшей Романовской вотчины отрезаны друг от друга широкими безбрежными далями.

"Богом данная санная дорога" (вернее, снежное бездорожье), которой так гордился Николаевский министр, отделяет города и селения, теперь уж советской земли, друг от друга, особенно в северных и восточных районах и окраинах, отражаясь крайне болезненно на их экономическом и культурном росте.

Преодолеть снега, связать далекие север и восток с центром и между собою, дать удобное средство для быстрого передвижения по снегу — вот очередная проблема, неотложная, большая задача, которая стоит перед советской техникой, а главное перед промышленностью и общественностью. И мы утверждаем, что эта задача, уже наполовину разрешена.

Страна советов имеет свои аэросани, свои снегоходы, которые и не снились дореволюционной России, аэросани, развивающие скорость до 60—80 и даже до 100 км в час, аэросани, позволяющие перебрасывать на сотни и тысячи километров людей, грузы, почту, аэросани, несущиеся с быстротой лучшего экспресса по снежной целине, по занесенным речным руслам, по непроезжим крестьянским заброшенным дорогам, по пошехонским трущобам.

Эти сани созданы советскими научно-техническими институтами. Их дали нам ЦАГИ и НАМИ (Центральный Аэро-Гидродинамический Институт и Научный Авто-Моторный Институт), и каждый свои, оригинальные, непохожие друг на друга образцы, с особыми отличительными качествами. ЦАГИ — целиком металлические, прекрасно сконструированные, сделанные из советского металла колчуг-аллюминия, НАМИ — деревянные, легкие и удобные снегоходы.

Сани ЦАГИ и НАМИ — не забава, не игрушка, а серьезное, вполне надежное средство передвижения и связи, совершенно незаменимый род зимнего автотранспорта.

Два больших пробега (первый в 1926 году из Москвы в Ленинград и обратно — всего 1400 км и второй в 1927 году: Москва—Ленинград—Ладога—Череповец—Вологда—Ярославль—Москва — расстоянием в 2.450 км) без всякой аварии и сколько-нибудь серьезной поломки — лучший "аттестат зрелости" советским аэросаням. Советские аэросани выдержали и другой не менее ответственный экзамен: вышли осенью 1928 года на международную арену в Берлине, — на авиационную выставку, и вернулись оттуда победителями, с триумфом, с самыми лучшими отзывами западно-европейской общей и авиационной прессы.

Германские газеты и журналы "Берлинер Тагеблат", "Рейнер Вестфалер Цейтунг", "Бохумер Цейтунг", "Форвертс", "Флюгспорт" и т, д., английские журналы "Фляйт" и "Авиэйшен" и другие в один голос засвидетельствовали перед лицом всего мира отличные качества советских аэросаней.

Последние минуты ожидания

"Очень интересны советские металлические аэросани", "Россия выставила первые пригодные для передвижения аэросани в мире на трех лыжах", "Сенсацию производят трехлыжные советские аэросани металлической конструкции с закрытой кабинкой для пассажиров", "Среди иностранных экспонатов обращают на себя особое внимание оригинальные русские аэросани", "С такими аэросанями можно достигнуть большой скорости на гладком льду и твердом снегу" — вот отдельные голоса из общего хора похвал и восторгов. Вряд-ли все это нуждается в комментариях.

Ясно, что сейчас у нас есть несколько тщательно технически разработанных, хорошо продуманных и слаженных конструкций аэросаней, которые ждут только своего потребителя, ждут массового серийного производства.

Наркомпуть, Наркомпочтель, Рокк, Главэлектро, Госторг, Авиатрест, приисковые хозяйства, советские органы Сибири, Дальнего Востока, Мурмана, Архангельска и других северных и северо-восточных районов должны, наконец, общими силами и средствами поставить в широких размерах производство для своих нужд советских снегоходов.

Чтобы показать наши аэросани широким слоям трудящихся, чтобы раскачать наши советские и хозяйственные органы, чтобы заставить, наконец, энергично взяться за аэросанное дело наши органы связи и передвижения, чтобы гудением пропеллеров аэросаней пробудить, наконец, от спячки наших производственников, Автодор устраивает в первой половине февраля этого года большой всесоюзный аэросанный пробег по северо-восточному району Европейской части СССР — от Москвы до Урала и обратно.

По громадному кругу, преодолевая крестьянские и почтовые тракты, речные русла и лесные дороги, пробегут 3.500 километров советские аэросани. Пробегут, чтобы сдвинуть вопрос о внедрении советских аэросаней в обиход и хозяйство нашей страны. И мы уверены в том, что сдвинут.

И. Фельдман