Последние события в Афганистане привлекли внимание трудящихся СССР к этой стране. "За Рулем" помещает очерк об автомобилизме в Афганистане и об отношении к авто-делу падишаха Амманулы, который, как увидят читатели, является активным автомобилистом. |
НЕМЕЦКИЙ журналист Клетцель, сопровождавший Амманулу-хана при его обратном путешествии из Европы в Афганистан, на страницах журнала "Motor" делится своими интересными впечатлениями о положении автомобильного транспорта в Афганистане и Персии.
Европу и Афганистан соединяет легкая дорога через Бомбей (морем) и далее удобными индийскими железными дорогами через Пешавар — в Кабул (последний участок проезжают на автомобиле за 10 часов). Но падишах предпочел более трудный путь, при котором пришлось проехать на автомобилях до 5 тысяч км, преодолевая горные проходы, степи и пустыни.
Часть пути от Герата до Кандагара была впервые покрыта на обыкновенном автомобиле. Здесь до того побывал только караван гусеничных автомобилей Ситроена.
Амманула самолично вел всю колонну из 30 автомобилей, управляя своей машиной и отмечая каждый день на карте пройденные участки пути.
Правитель народа, для которого основным средством передвижения являются и сейчас верблюды, буйволы и ослы, оказался ярым автомобилистом; Амманула с гордостью рассказывал, что в Берлине, где полицейские его неоднократно задерживали за быструю езду, несчастий с ним ни разу не приключалось.
Путешествие на автомобилях по Востоку составляет пока еще довольно опасный эксперимент. Здесь необходимо иметь с собой все, начиная с постели, запаса пищи и т. д.; часто кроме питьевой воды надо иметь еще достаточный запас ее для радиатора.
Запас бензина должен быть, конечно, весьма значительным, так как бензин можно найти только в крупных городах.
Путешествие по персидской территории продолжалось две недели, при чем все время персы аккуратно снабжали в пути караван падишаха всем необходимым для путешествия.
В распоряжение Амманулы был предоставлен новенький "Линкольн", смененный на афганской границе собственным "Рольс-Ройсом".
Персы выполняли свою задачу блестяще. Столетний опыт путешествий был применен ими в современных условиях: палатки, ковры, столы, посуда — все, чем обычно был нагружен королевский верблюжий караван — было уложено на несколько грузовиков. Пунктами отдыха служили замки, ратуши и губернаторские резиденции. В безлюдных местностях особенно выделялось искусство персов устраивать палатки. Они делались из тяжелых, обшитых золотом тканей, прекрасно предохраняющих от холода, жары и песчаных вихрей.
Конечно, все эти удобства могли быть предоставлены только королю. Рядовому же автомобилисту-путешественнику приходится совершать свой путь в чрезвычайно тяжелых условиях.
Если бы в ряде мест, хотя бы на расстоянии 200 км друг от друга были устроены простые станции с запасом бензина, масла и шин, то этим уже был бы сделан огромный шаг вперед.
Амманула, изучивший во время своих длительных автопоездок по стране нужды восточного шофера, уже начал проводить ряд мер; так, возле Кабула караван мог уже остановиться в специальном "авто-отеле", где путешественники получали все необходимое.
Подобные отели Амманула предполагал построить на всех главных шоссейных дорогах на расстоянии 8 часов авто-езды.
На самом тяжелом участке от Пехлеви до Кабула из европейских машин работали только "Фиат" и "Рольс-Ройс" — все остальные машины были американских фирм.
Чрезвычайно опасным оказался переход персидско-афганской границы по едва доступным горным тропинкам; здесь случилась единственная катастрофа: один грузовик на крутом повороте свалился в канаву, придавив пассажиров.
Развивающийся на Востоке автомобильный транспорт уже пред'являет отчетливые требования к авто-конструкторам в смысле значительного увеличения полезной площади как внутри машины, для каждого пассажира в отдельности, так и снаружи — для огромного количества багажа, необходимо при путешествии в этих странах.
Практика уже выработала несколько приемлемых типов: например, между Кабулом и Пешаваром курсируют небольшие однотонные грузовички, стенки которых представляют собой проволочную сетку; для защиты от солнца и пыли на нее натягивается брезент.
Грузовичок такого типа вмещает 5—6 человек со всем багажом.
В этих частях Востока для путешественника очень уместно знание машины, так как местные шоферы часто фанатичны и недостаточно технически грамотны.
Клетцель рассказывает, что ему пришлось ездить с шофером, который, проезжая мимо многочисленных могил, расположенных по линии дороги, каждый раз снимал обе руки с руля и подымая их к небу, молился богу, очевидно, полагая, что в эти минуты сам Аллах управляет за него машиной.
При какой-либо поломке восточный шофер предпочитает подождать другую машину, которая возьмет его на буксир, так как знание машины — его слабое место.
Конечно, автомобиль в настоящее время играет в центральной Азии еще второстепенную роль, но у него имеются все данные для больших перспектив. Уже теперь автомобиль не вызывает удивления даже в тех местах, где еще никто не видел поезда.
При этом интересно следующее. В Афганистане еще нет железных дорог, но уже налаживались — по крайней мере до последних событий — регулярные автомобильные рейсы на линии Кабул — Пешавар.
Реформатор Афганистана Амманула, стремящийся направить страну на путь европейской культуры, начал с насаждения в стране дорожного и автомобильного дела.
Все это — лишнее доказательство того, что автомобиль, как пионер технической культуры, не только не отстает от железнодорожного транспорта, но весьма успешно конкурирует с ним, иногда значительно его обгоняя.