МОСТЫ играют важную роль в деле транспорта. История мостов — это интереснейшая страница из книги мировой культуры.
В пространных летописях римских историков мы находим упоминания о мостах. В эпоху расцвета Рима много говорится о роскошном мосте, перекинутом через реку Тибр. К сожалению, история сохранила мало указаний о его устройстве. Древних историков интересовала, главным образом, его стратегическая роль; они упоминают о битвах, происходивших у этого моста — важной артерии на подступах к столице римской империи.
Не меньшую роль играли мосты в эпоху средневековья. Они служили надежной защитой от вражеских нападений, и рыцари, владетели неприступных замков, окружали себя глубокими рвами, наполненными водой. Таким образом, для сообщения с внешним миром им служили мосты особой конструкции — так называемые под'емные мосты. Их устройство было в достаточной мере примитивно: нехитрая система блоков подтягивала деревянные мосты кверху, лишая возможности переходить через глубокий ров, наполненный водой.
Но уже в средние века на ряду с этими стратегическими мостами существовали и мосты постоянные, соединявшие между собой отдельные части города, помогавшие пешеходам, а порой и лошадям, перебираться через реку, пересекавшую город.
С ростом городов, с развитием торговли, к концу эпохи средних веков вместе с изменением экономического строя меняется и облик города. Приобретают иные формы и мосты. До наших дней сохранились много раз перестраиваемые каменные мосты, с круглыми сводами, с широкими прямоугольными быками, словно впаянные в такие же каменные дома.
Эти мосты являлись не только средством для переправы, но и улицей, где производилась мелкая торговля. Это подсобное эначение моста не устарело и до XVIII века. Нередко на мостах, как на местах скопления народа, подвизались уличные акробаты, комедианты и владельцы театров марионеток. "Город на воде", — знаменитая Венеция до сих пор сохранила особый тип легкого, перекидного моста, соединяющего узкие, извилистые улички города. Самым знаменитым мостом Венеции является так называемый "Мост Вздохов". С этого моста венецианская знать сбрасывала в канал своих противников, по этому мосту вели в подземелья тюрьмы важных преступников.
Эпоха капитализма внесла новые формы во все области жизни. Архитектура мостов изменилась, стала монументальнее, солиднее; при развитии автомобилизма потеряли смысл "канатные мосты", какие еще уцелели кое где в глухих уголках Англии. Новый мост должен выдержать многотонный вес железной дороги, грузные транспорты с продуктами сталелитейных и железоделательных заводов. Такие мосты нового типа существуют в изобилии во всех частях света. Их характерными образцами является хотя бы мост Трокадеро, переброшенный в Париже через Сену или-же знаменитый Бруклинский мост, воспетый прославленным американским поэтом Уот Уитменом.
Металлические мосты делаются в наши дни, главным образом, из стали, признанной пока наиболее пригодным материалом из металлов.
Развитие автомобилизма также повлияло на архитектуру мостов. Железобетонный мост считается теперь одним из типов, наиболее отвечающих требованиям современного транспорта. Выделяются они солидностью конструкции, а вместе с тем, простотой архитектурных линий. Образцом такого моста может служить хотя-бы мост в Вильмингтоне.
В общем, однако, следует отметить, что за последние двадцать лет в области строительства меньше всего конструктивных изменений произошло в строительстве мостов.
Наука о строительстве мостов, развившаяся раньше других отраслей строительства и намного опередившая их в своем историческом развитии, за последние двадцать лет движется уже, однако, менее быстрым темпом, чем другие отрасли строительства и архитектуры.
На помещаемых снимках несколько наиболее известных и резко рознящихся между собой мостов в различных пунктах обоих полушарий.