ЗА РУЛЕМ, №4, 1929 год. КАК РАБОТАЕТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ АВТОДОРА

"За рулем", №4, февраль 1929 год, стр. 30-32

М. ПРЕЗЕНТ

КАК РАБОТАЕТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ АВТОДОРА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Совета общества Автодор протекает в секциях — автомобильной, дорожной, мотоциклетной, водно-моторной, профессионально-технического образования, организационно-финансовой и секции агитации и печати. Если сложить действия всех этих секций, то получится картина работы Совета общества.

Автомобиль

Начнем свой обзор с автомобильной секции. Автостроительство широко стояло в поле зрения автомобильной секции и президиума Автодора. Длительное обсуждение этого вопроса на собраниях, в комиссиях специалистов, в секции и других местах предшествовало тому, что автомобильное строительство поставлено в порядок дня индустриализации Советского Союза. Через короткий срок в нашей стране начнется постройка крупного автомобильного завода. По инициативе общества наши металлодобывающие и металлообрабатывающие организации, стекольная и резиновая промышленность выясняют возможности, а также размеры помощи советскому автомобильному строительству.

В связи с предстоящим развитием автотранспорта в СССР приобретают важнейшее значение такие вопросы, как безопасность бензино-хранилищ, качество автомобильного топлива, постройка гаражей, снабжение хозяйств машинами и материалами, снижение пошлин и налогов на автотранспорт и пр. Все это служило темами специальных совещаний в Автодоре, в которых принимали участие лучшие специалисты. Автодор добился снижения всех местных налогов и сборов на автомобили, мотоциклы, моторные лодки, глиссеры и аэросани, принадлежащие местным отделениям общества. Из государственного фонда коллективам общества были бесплатно или по льготной цене переданы старые автомобили для учебных целей.

Дороги

Дорожная проблема в СССР представляет ряд важных вопросов, разрешение которых возможно только в плановом порядке и в длительный срок. Автодор созвал первый в СССР дорожный с'езд и участвовал в разработке важнейшего закона Союзного правительства о дорожном хозяйстве и автомобильном деле в СССР. Следовало бы даже признать, что закон этот обязан своим появлением существованию Автодора.

Один из ленинградских коллективов на параде
Фото Д. Бунимовича

Дорожный с'езд происходил одновременно с прохождением в законодательных инстанциях проекта закона о реформе дорожного хозяйства. "Дух времени" сказался и на резолюциях с'езда, и на основных положениях нового закона.

Финансирование дорожного строительства было одним из главных вопросов в повестке дня дорожного с'езда. С'езд признал необходимым повысить потонный сбор, придав ему целевое назначение, а также усилить финансирование местного дорожного строительства увеличением отпуска средств по республиканским бюджетам, привлечением к расходам на дорожное строительство различных хозяйственных предприятий, пользующихся дорогами, и усилением отпуска средств по общесоюзному бюджету.

Все эти пожелания получили практическое отражение в законе. Естественно, что ассигнований из общесоюзного, республиканских и местных бюджетов нехватит, чтобы широко развернуть дорожное строительство. Выходом из положения должно явиться привлечение населения к дорожной трудовой повинности. Это признал и дорожный с'езд Автодора и общесоюзный закон.

Совет общества Автодор имеет наказ дорожного с'езда — обеспечить за сельскими коллективами возможность принимать непосредственное участие в дорожном строительстве под контролем и руководством дорожных органов.

Роль коллективов Автодора этим не ограничивается. Они должны всячески добиваться возможно больших отчислений на постройку и улучшение дорог из средств, получаемых от самообложения, контролируя использование этих сумм.

С'езд признал, что при организации дорожных работ на средства от самообложения и на основе трудовой повинности, коллективы Автодора должны принимать деятельное участие во всех подготовительных мероприятиях к производству дорожных работ. Кроме этого, с'езд счел необходимым, чтобы коллективы общества принимали участие в обследовании и приемке работ, исполняемых силами населения. Таким образом, достигается теснейшее взаимодействие общественности — в лице Автодора, с органами, осуществляющими реформу дорожного дела.

Для дорожного строительства нужны люди, машины и материалы. Этими вопросами занималась правительственная комиссия, разрабатывавшая при участии Автодора законопроект о дорожной реформе. Эти же вопросы служили предметом оживленных совещаний дорожного с'езда Автодора. С'езд указал на настоятельную необходимость, начиная с текущего года, подготовить новые кадры дорожных работников, — закон предусматривает подготовку в 1928/29 году 2 тысяч десятников; с'езд считает необходимым повысить квалификацию дорожных работников, — закон фиксирует переподготовку 300 техников. В общесоюзном законе не успели получить отражение, но их несомненно должны учесть правительства союзных республик, еще следующие пожелания с'езда: создать временные, периодические или постоянно действующие курсы по переподготовке и подготовке дорожных работников средней и нисшей квалификации; учесть потребность в дорожно-техническом персонале; пересмотреть программы учебных заведений, расширив специализацию по дорожному делу; разгрузить дорожно-технический персонал от излишне-канцелярской и мелко-технической работы; достаточно материально обеспечить дорожных работников.

На этой дороге нелегко работать...
Фото С. Красинского

Обратимся к вопросам дорожной промышленности, снабжения дорожных работ машинами, инвентарем и материалами. В дореволюционный период дорожной промышленности у нас не было, слабо развита она и сейчас. Пятилетний план ее развития, выработанный ЦУМТ'ом, с'езд одобрил, но в то же время признал необходимым, чтобы центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта ускорило выработку стандартных типов дорожных машин и материалов, чтобы ВСНХ и ЦУМТ разработали порядок производства и ремонта дорожных машин и эксплоатацию дорожных материалов, чтобы ВСНХ организовал снабжение дорожного хозяйства машинами.

Мотоцикл, моторная лодка, глиссер и аэросани

По этим четырем видам механического транспорта Автодор, организуя испытательные пробеги, разрабатывает вопросы строения внутри СССР этих средств сообщения. Они могут и должны сыграть в СССР очень большую роль. К сожалению, всем этим видам транспорта уделялось до сих пор чрезвычайно мало внимания. Проведенную со времени организации общества работу по привлечению внимания общественности, хозяйственных органов и ведомств к этим четырем видам моторного транспорта следует считать подготовительной.

Профессионально-техническое образование

В нашей стране наблюдается огромная тяга к знанию, к специальным наукам. При местных отделениях и коллективах общества Автодора возникли кружки по изучению автомобиля, по приобретению знаний по дорожно-техническим вопросам, по изучению мотоцикла, моторных лодок, глиссеров, аэросаней. Удовлетворить все эти потребности в ближайшем будущем очень трудно, так как нехватает учебных пособий, лекторов, но это сделать нужно во что бы-то ни стало. Работу в области проф.-технического образования решено проводить в таком порядке, чтобы в городских кружках был уклон в сторону автомобильного дела, а в деревенских — в сторону дорожного дела.

Подготовка среднего технического персонала для нужд автостроения и эксплоатации автохозяйства находится еще в скверном состоянии. На всю сеть техникумов РСФСР автомобильная специализация имелась лишь на московском вечернем рабочем техникуме при институте им. Менделеева, выпустившем за 8 лет 70 техников. Автодор считает, что в Москве необходимо организовать специальный автомобильный техникум с эксплоатационным и производственным отделениями.

Дело высшего образования в области автомобильной поставлено в нашей стране также скверно. Автодор пришел к заключению, что в Москве автомобильное образование необходимо сосредоточить в Механическом Институте им. Ломоносова, для чего отделение моторного транспорта института должно быть реорганизовано в факультет с отделениями — автомобильным и авиационным. Главпрофобр вводит в Институте народного хозяйства имени Плеханова специальное отделение по экономике местного транспорта.

Профессионально-техническое образование в дорожном деле также нуждается в коренной реорганизации. Автодор определил категории работников, нужных для обслуживания дорожного хозяйства и об'ем их знаний, и выявил приблизительную потребность в указанных работниках на ближайшие годы (точный учет зависит от мест).

Агитация

Автодор осуществляет свою агитационную работу через секцию агитации и печати и журнал "За Рулем". Агитационная работа ведется в нескольких направлениях. Прежде всего, она идет по областям, входящим в круг задач всего общества — автомобильной, дорожной, мотоциклетной и водно-моторной (моторные лодки, глиссеры, аэросани). Затем агитация различно осуществляется в городе и в деревне. И наконец, агитация, переходя в пропагандистскую работу, частью осуществляет задачи общества в целом, частью, выполняя издательские планы, помогает членам общества повышать свои знания.

Секция печатает свои материалы в периодических изданиях и выпускает брошюры, книги, листовки, плакаты, использует радио, кино и доклады на предприятиях. Подготовлены к печати и сданы в издательства учебники по автомобильному, дорожному, мотоциклетному и водно-моторному делу. В ближайшее время выходят учебные таблицы по автомобильным вопросам.

Скоро начнется подготовительная работа к проведению весной текущего года "Недели Автодора" по всему СССР. В ней должны будут принять участие общественные и советские организации и учреждения, агрономические пункты, дорожные органы, школы, лесные органы, почтовое ведомство, местные органы власти, партийные и комсомольские коллективы, совхозы, артели, фабрики и др.

Отделения Автодора, вне зависимости от устройства этой "недели" должны для усиления агитации организовать подвижные машинно-показательные отряды, переходящие в течение сезона из одной волости или района в другие. Опытные дорожные участки также должны быть в числе агитационных приемов. Дорожный с'езд Автодора признал целесообразным установить тесную связь дорожных исследовательских органов с отделениями Автодора, использовав последние в качестве корреспондентов, освещающих наиболее жизненные запросы местного дорожного дела.

Вот, в самых общих чертах деятельность Совета общества Автодор.

Мих. Презент