В ТЕЧЕНИЕ многих десятков лет инженерная мысль работала над проблемой прорытия под морским дном тоннеля, который соединил бы островную Англию с материком. Первые попытки практического осуществления этой идеи относятся еще к 1874 году, когда с французского берега был прорыт тоннель более чем в 3 км, а с английского — небольшой участок в 182 м. Опасения милитаристского характера привели к тому, что начатые работы были прекращены, а затем и все это дело оставлено в кровавой суматохе 1914 года.
И только теперь, в 1929 году, мы узнаем, что законодательные органы Франции и Англии вплотную обсуждают проект тоннеля под Ламаншем. Можно предполагать, что несмотря на еще сильные настроения против соединения с материком, которыми отличаются многие тупоголовые милитаристы-островитяне, постройка будет санкционирована.
Обозначившееся за последнее время сближение Англии с Францией на почве экономических связей говорит за то, что проект канала, их соединяющего, привлечет к себе большое внимание обеих стран. Особенно заинтересована в возможности сухопутного транспортирования Франция, не обладающая таким мощным коммерческим флотом, каким располагает Англия.
Поэтому уже сейчас автомобилисты-конструкторы и шоферы задаются вопросом о том, как будет совершаться движение автотранспорта по тоннелю. Основные препятствия для езды в тоннеле заключаются во-первых: в выделении большого количества отработанных газов, даже для частичного удаления которых понадобилась бы невероятно сложная и дорогостоящая вентиляционная система (она все же не решила бы полностью этого вопроса) и, во-вторых, — в невозможности технически обслужить шофера при поломке, возможной в условиях экономического использования каждого метра пространства в будущем тоннеле под морским дном.
Для разрешения этой задачи одним инженером было предложено, чтобы каждый автомобиль провозился бы сквозь тоннель на буксире у электромобиля. Но это потребовало бы добавочного водителя для каждой машины и поэтому проект был признан неприемлемым.
Все же идея применения электрической тяги была развита неким Леонардом Хенслоу, который работает уже в течение 25 лет над вопросами тоннеля. Хенслоу предложил свой проект в такой форме: вместо отдельного электромобиля на каждую автоединицу, надо построить специальные конвейерного типа платформы, на которых может уместиться значительное количество автомобилей. Платформа движется со скоростью около 80 км в час, при чем в начальном и конечном пункте находится на одном уровне с дорогой; по ней машины с'езжают на платформу, к которой прикрепляются особым приспособлением. При общей длине тоннеля в 45 км это путешествие займет 45 минут.
Способ этот отвечает всем необходимым требованиям. Существенную трудность представляет очевидная необходимость прокладки либо достаточно широкого тоннеля с тем, чтобы по нем могло совершаться железнодорожное и автомобильное движение, либо двух параллельных тоннелей. Поэтому одним английским конструктором предложен вариант, при котором поезда пойдут по подвесным путям над автомобильными конвейерными платформами тоннеля.
С. Г.