КРАСНАЯ площадь послужила 17 февраля местом демонстрации еще одного из тех звеньев технической революции, которая должна преобразовать лицо Советского Союза. В воскресное февральское утро здесь был дан старт Всесоюзному аэросанному пробегу, в котором советская техника держит новое серьезное и ответственное испытание.
Советские аэросани ЦАГИ и НАМИ уже имеют в своем прошлом два больших пробега, вышли прошлой осенью на международную арену, вызвали восторженные отзывы западно-европейской печати.
Что покажет новый Всесоюзный пробег в три с половиной тысячи километров от Москвы до Урала и обратно, какой "балл" поставят советским аэросаням немеренные лесные дороги, речные русла, скверные тракты, коварные предвесенние снега?..
... С раннего утра, несмотря на изрядный мороз, трибуны и площадь заполняются тысячами москвичей, пришедших проводить участников пробега в их нелегкий путь. Здесь было по приблизительным подсчетам около десяти тысяч человек.
Точно в 8 час. 30 мни. утра на Красную площадь приходят вереницей 11 аэросаней.
Четверо из них отмечены флажками Автодора. Это те, которым предстоит совершить пробег по самым отдаленным местностям Советского Союза.
Их, созданных в советской стране руками советских техников и из советских материалов, увидят трудящиеся Ярославля, Костромы, Вятки, Перми, Ижевска, Сарапуля, Казани, Чебоксар, Нижнего-Новгорода. Остальные аэросани провожают участников пробега до Сергиева.
Рабочие с фабрик, служащие, вузовцы, журналисты с любопытством рассматривают эти снежные быстроходы, которым предстоит в будущем выполнять ответственную роль нового средства связи на снежных просторах страны советов.
Люди в неуклюжей теплой одежде, со сверкающими мэ-под авиационных шлемов стеклами специальных очков, осматривают приборы, прислушиваются к рокоту моторов.
В 10 часов открывается митинг пробега. Выступают: заместитель председателя Автодора тов. Осинский, председатель комитета пробега — начальник военно-воздушных сил СССР т. Баранов, генеральный секретарь Осоавиахима т. Малиновский и представитель Моссовета тов. Дзядкевич.
Основная мысль их речей: нужно индустриализировать страну, повышать ее технику и усилить советский транспорт еще одним видом средств передвижения специально для наших снегов. Пробег впервые проведет аэросани перед глазами многих тысяч трудящихся и должен привлечь внимание хозорганов, которые относятся к строительству аэросаней еще без должного внимания.
... Щелкают аппараты вездесущих фоторепортеров, взмах командорского флажка — и в 10 час. 50 мин. первыми стартуют аэросани ЦАГИ с водителем тов. Кузнецовым. За ними, в венчиках вертящихся пропеллеров, рассекая воздух, двигаются в путь остальные.
За аэросанями идет колонна мотоциклистов, провожающих сани до заставы.
У Крестовской заставы к колонне присоединились для сопровождения аэросани конструкции инженера Дмитриевского под названием "Автодоровец".
В 12 часов десять саней прибыли в Сергиево.
Здесь новые детища советской техники застали перевыборы совета. Собравшиеся в большом количестое рабочие, крестьяне, звонкая пионерская смена устроили теплую встречу. Был устроен митинг посвященный пробегу. Большой интерес к механическим саням проявили здесь крестьяне. Разбуженная автомобилем крестьянская мысль стремится узнать обо всем, что может сделать мотор для облегчения крестьянской работы.
Затем сопровождающие аэросани повернули в Москву, делая в среднем сорок километров в час.
Аэросани — участники пробега в 8 ч. утра 18 февраля вышли в Ростов, а в 17 часов уже прибыли в Ярославль.
Пешая и конная милиция, войска, не в состоянии сдержать толпу. Она окружает прибывшие аэросани. Все движение в этой части города остановилось. Трамваи оказались затертыми в железных тисках толпы так же, как и сами аэросани.
Из Ярославля аэросани 20 февраля вышли по волжскому льду в Кострому а оттуда — на Кинешму.
Далекий снеговой экзамен новых побегов советской технической мысли начался...