ВОЕННО-техническая отсталость есть следствие общей технической отсталости страны. Всякое улучшение технической мощи страны усиливает ту базу, на которой строится техническая мощь вооруженных сил. Отсюда, и Автодор, выросший из гражданских потребностей, своей работой помогает укреплению обороноспособности страны.
Качественные и количественные достижения в области авто-танко-тракторостроения в послевоенный период свидетельствуют о том, что в будущей войне мотор займет более значительное место в бою. Так, появление автомобилей с четырьмя и даже шестью ведущими колесами, говорит за то, что и будущий броне-автомобиль будет двигаться вне дорог, а отсюда, более широкие возможности его применения.
В Италии сконструирован весьма поворотливый, на колесах большего диаметра, бронированный трактор; его вездепроходимость почти равна танку; наконец, имеются танки, двигающиеся и на колесах (по дорогам со скоростью 48 км в час), и на гусенице (вне дорог со скоростью 20 км в час) и даже по воде, со скоростью 32 км в час ("Кристо-Амфибио"— плавающий танк).
Если к концу мировой войны скорость танка в 8 км в час считалась пределом, то теперь скорость легких танков достигает уже 35 км в час.
Перед Автодором стоит весьма трудная и сложная задача — помочь нашей стране догнать и перегнать заграницу и в моторостроении, и в автостроении, а также в строительстве хороших безрельсовых путей, по которым смогут ходить наши автомобили, мотоциклы и т. п.
Нам кажется, что с военной точки зрения задачей дня является, прежде всего, обучение широчайших трудящихся масс страны искусству владеть машиной.
Мы должны на случай войны подготовить массу хорошо грамотных автомобилистов, трактористов, что даст возможность армии произвести в достаточном количестве, выбор лучших и тогда мы действительно сможем свою техническую отсталость возместить качеством подготовленности обслуживающего персонала.
Мало того, в гражданской войне мы частенько вооружались нашими же врагами. Неоднократно, вооружение, машины, привезенные для белых армий, попадались в наши руки. И в будущей войне, наверное, не редки будут случаи когда неприятельские танки, бронемашины и автомашины попадут в наши руки. Наличие в армии бойцов, умеющих управлять этими машинами, даст нам возможность немедленно пустить эти машины в дело против своих бывших "хозяев".
Кроме того, все то, что неизвестно или малоизвестно, всегда причиняет страх. Для того, чтобы в будущей войне бронемашины или танки не наводили паники на наши части, красноармейская месса должна знать, что такое автомашина, как она работает, как ею управлять.
В этих же целях Автодор должен вести и широкую информационную работу о достижениях в авто-танкостроении за границей, особо подчеркивая роль достижений в военном деле. Во всей этой работе красной нитью должна проходить мысль, что машина без человека мертва, что, в конечном счете, в бою решает дело человек, который управляет этой машиной, и чем лучше подготовлен человек в деле управления машиной, тем с меньшим количеством машин можно достигнуть наивысших результатов.
Все сказанное выше относится к работе Автодора не только в рядах Красной армии, но и вне ее рядов. Чем шире и глубже будет развернута эта работа, тем в большей степени Автодор будет помогать стране и армии "возместить нашу военно-техническую отсталость совершенством боевой подготовки". (К. Е. Ворошилов).
Особенно широко и глубоко автодоровская работа должка охватить наш начсостав. Современный командир, особенно наш, когда ему придется вести борьбу с технически более сильным врагом, свое искусство в организации и руководстве боем может построить только на знании современной техники. Зная положительные и отрицательные стороны машин, он всегда быстрее и правильнее найдет средства противодействия, а попадись она ему в руки, — он ловко сумеет ее использовать против врага.
Наконец, из демобилизующихся красноармейцев Автодор должен подготовить себе низовой актив, особенно для работы на селе, не говоря уже о том, что и начсостав терчастей явится почти единственным руководящим активом в автодоровской работе на селе.
В РВАНЫХ зипунишках, кожаных тужурках, пришли они из деревень, фабрик и заводов в наш авто-мото-батальон. В первые дни карантина главный предмет разговоров, конечно, учеба. Жажда к знанию громадна и эта жажда находит отклик в едином стремлении — стать грамотными, развитыми бойцами.
Карантин окончен и пополнение разбито по ротам. Начинается первый этап учебы молодого красноармейца. Изучается только военное дело и проводятся политзанятия. Военный шофер должен быть хорошим бойцом, поэтому казарменный плац живет шумной строевой жизнью и поблескивает штыками винтовок, сжатых крепкими пальцами.
Клуб и внешкольная работа заполняют досуг молодого красноармейца, удовлетворяя его культурные запросы. Кружки: музыкальные, драматические, художественные, литературные и политические пользуются равным успехом, зачастую выявляя среди своих участников ростки подлинных талантов, которыми так богат наш рабочий и крестьянский молодняк.
В этом отношении Красная армия является той массовой школой, которая дает Советскому Союзу ежегодно тысячи грамотных, общественно-развитых работников. Первый этап учебы закончен, — молодой красноармеец вполне усвоил необходимые военные знания, — начинается специальная учеба по автомобильно-мотоциклетному делу.
Довольно обширный курс необходимо изучить в течение короткого времени и так, чтобы в совершенстве знать теорию и практику, уметь отлично ездить, производить мелкий ремонт и при случае инструктировать молодых красноармейцев. Эта трудная задача может быть разрешена только при дружной работе красноармейца и преподавателя-командира.
Поэтому так серьезно относятся товарищи к классным теоретическим занятиям, происходящим в специально оборудованных кабинетах и лабораториях, на различных моделях и экспонатах автомобильных и мотоциклетных частей.
На смену лекциям приходит лабораторная, творческая работа в небольших, хорошо подобранных группах, где вступительная беседа командира-преподавателя тут же прорабатывается на "живых" частях, которые можно разобрать и твердо усвоить.
Практическая езда начинается одновременно с теорией. Специально оборудованные тренажеры, представляющие настоящий электрифицированный автомобиль с работающим мотором, дают молодому шоферу комплекс необходимых навыков, обеспечивающих его от поломки и катастрофы при первых уроках вольной езды.
Мотоциклисты начинают свою практику с велосипедной езды, после которой переходят на мотоцикл. Первые "шаги" будущих мотоциклистов еще неуверенные и робкие; непослушная машина иногда "лягается" сбрасывая с себя неумелого седока, но после одного-двух падений тайны устойчивости и управления стальным конем быстро постигаются и гордые своими успехами ездоки носятся по плацу, подымая за собой струйку взвихренного снега.
Каждый военный шофер должен уметь не только ездить, но и исправлять и регулировать свою машину, поэтому особое внимание обращается на изучение слесарного дела, которое проходится по сокращенному ЦИТ'овскому методу. Оборудованная двигателями лаборатория помогает красноармейцу быстро научиться регулировать и устанавливать зажигание.
Прежний хлебороб, по собственному выражению управлявший только "овсянным" мотором, ловко маневрирует на улицах Москвы блестящим "Фордом" или коренастым "АМО".
Время проходит, приближается период демобилизации и здесь возникает задача не дать забыть демобилизованному красноармейцу полученной им специальности. Для живущих в городе это разрешается сравнительно просто, — они идут на работу в гражданские автопредприятия. Шофера же крестьянина надо снабдить работой по специальности не отрывая его от деревни.
Здесь приходят на помощь изучение тракторного дела. Солидная подготовка по автоделу дает возможность в 3-х месячный срок подготовить из шофера-красноармейца отличного тракториста. Умелые руки быстро овладевают рычагом "Фордзона" и ко дню демобилизации "Сельскосоюз" и другие тракторные организации смогут получить прекрасный подарок для деревни, — сотню, другую знающих трактористов, могущих взрывать не только толщу советской земли, но и толщу темноты и невежества нашей деревни благодаря той политической закалке, которую они получили в славной Красной армии.
А. Штейнер