КТО-то из делегатов с'езда Укравтодора вспомнил фразу Наполеона, сказанную после русского похода: "До сих пор я знал три стихии. Четвертую я узнал в России. Это — грязь".
Сто лет назад Наполеон в грязи российских дорог потерял обоз и артиллерию. Однако, четвертая стихия дает себя знать почти также остро и теперь. По гужевым дорогам Украины провозится в год больше 3 млн. т груза, и бездорожье наше создает убытки в десятки миллионов рублей.
Понятно поэтому, что в центре внимания с'езда Укравтодора была борьба за хорошую дорогу и автомобиль.
Мы очень остро чувствуем нашу автодорожную бедность и без сравнений с Европой и Америкой.
Из 30.725 тыс. автомобилей, которыми обладает мир, Америка имеет 24.750 тыс. автомобилей.
Одна десятая всех трудящихся Америки занята в автопромышленности...
Форд собирается в нынешнем году вырабатывать 10 тыс. автомобилей в день. "Генеральная Компания Моторов" решила не отставать от Форда...
Нам, с нашими огромными степными просторами, где гужевой транспорт ложится до сих пор тяжелым бременем на переброску товаров из города в село и продуктов из села в город, где расстояние 40 верст от железнодорожной станции уже является порой непреодолимым, нам нужен автомобильный завод американского масштаба.
Ну, а четвертая стихия, а вековечное бездорожье, отреэающее села на несколько месяцев от городов?! Как быть с гужевыми дорогами? Что раньше — автомобиль или дорога?
И на это т. Осинский дал исчерпывающий ответ:
— И автомобиль, и дорога!
Нужно подготовить наши дороги. Немедленно, этим же летом взяться за работу, ремонтировать старые и строить новые.
Американцы говорят о себе, что они нация на колесах. Мы должны стать классом на колесах!
Глубоко ли проникают ячейки Автодора в толщу рабочих и селянских масс Украины?
На этот вопрос нужно дать отрицательный ответ. Правда, Украина насчитывает 75 тыс. членов, 41 окружное отделение. Но все это — город. В районах насчитывается всего 18 отделений, на селе работа идет плохо.
А между тем, Укравтодор должен сосредоточить внимание на мероприятиях по строительству сельских дорог. Ячейки Укравтодора должны помогать сельрадам (сельсоветам) в использовании самообложения для дорожного строительства и т. д.
Работы непочатый край, а нужно прямо сказать, что не только в селе, но, подчас, и в городе отмечаются случаи непонимания задач Автодора.
Один из работников сталинских профорганизаций изрек в беседе с представителем Автодора:
"Я не умею ездить на авто и мне не нужно хороших дорог".
"Дайте велосипед, агитнем за вас", — заявил в Днепропетровске тот-же профессиональный работник в разговоре.
Эти классические фразы: "Нам не до Автодора". "Мне не нужны хорошие дороги" звучат по-щедрински в украинских условиях, где, по словам представителя главного дорожного управления, на 208 тыс. км дороги лишь 2,4% замощены и годны для езды круглый год.
Конечно, нужно дать другой темп, — заявил представитель дорожного управления, рисуя перед с'ездом план пятилетки.
Впрочем, не так уж велик темп, предлагаемый дорожным управлением: пятилетка дает лишь 4 тыс. км каменных новых дорог и 29 тыс. исправленных, а всего 17% всей дорожной сети Украины.
Как же выйти из тяжелого положения с украинскими дорогами?
На это с'езд ответил, что нужна механизация строительных работ, использование самообложения, усиление участия промышленности в строительстве дорог и трудовое участие самого населения, которое кое-где вовсе не осуществляетчя (Глухов) и т. д.
Делегаты с'езда уезжали из Харькова с твердым намерением дать на местах делу автомобилизации страны и дорожного строительства тот давно назревший и совершенно необходимый новый темп, о котором много говорилось на с'езде.
Ю. Моор