ЗА РУЛЕМ, №5, 1929 год. АВТОДОР на УКРАИНЕ

"За рулем", №5, март 1929 год, стр. 21

АВТОДОР на УКРАИНЕ
С'езд Укравтодора

КТО-то из делегатов с'езда Укравтодора вспомнил фразу Наполеона, сказанную после русского похода: "До сих пор я знал три стихии. Четвертую я узнал в России. Это — грязь".

Сто лет назад Наполеон в грязи российских дорог потерял обоз и артиллерию. Однако, четвертая стихия дает себя знать почти также остро и теперь. По гужевым дорогам Украины провозится в год больше 3 млн. т груза, и бездорожье наше создает убытки в десятки миллионов рублей.

Понятно поэтому, что в центре внимания с'езда Укравтодора была борьба за хорошую дорогу и автомобиль.

Мы очень остро чувствуем нашу автодорожную бедность и без сравнений с Европой и Америкой.

Из 30.725 тыс. автомобилей, которыми обладает мир, Америка имеет 24.750 тыс. автомобилей.

Одна десятая всех трудящихся Америки занята в автопромышленности...

Форд собирается в нынешнем году вырабатывать 10 тыс. автомобилей в день. "Генеральная Компания Моторов" решила не отставать от Форда...

И АВТОМОБИЛЬ и ДОРОГА!

Нам, с нашими огромными степными просторами, где гужевой транспорт ложится до сих пор тяжелым бременем на переброску товаров из города в село и продуктов из села в город, где расстояние 40 верст от железнодорожной станции уже является порой непреодолимым, нам нужен автомобильный завод американского масштаба.

Ну, а четвертая стихия, а вековечное бездорожье, отреэающее села на несколько месяцев от городов?! Как быть с гужевыми дорогами? Что раньше — автомобиль или дорога?

И на это т. Осинский дал исчерпывающий ответ:

— И автомобиль, и дорога!

Нужно подготовить наши дороги. Немедленно, этим же летом взяться за работу, ремонтировать старые и строить новые.

Американцы говорят о себе, что они нация на колесах. Мы должны стать классом на колесах!

Глубоко ли проникают ячейки Автодора в толщу рабочих и селянских масс Украины?

На этот вопрос нужно дать отрицательный ответ. Правда, Украина насчитывает 75 тыс. членов, 41 окружное отделение. Но все это — город. В районах насчитывается всего 18 отделений, на селе работа идет плохо.

На с'езде Укравтодора. Ю. Моора

А между тем, Укравтодор должен сосредоточить внимание на мероприятиях по строительству сельских дорог. Ячейки Укравтодора должны помогать сельрадам (сельсоветам) в использовании самообложения для дорожного строительства и т. д.

Работы непочатый край, а нужно прямо сказать, что не только в селе, но, подчас, и в городе отмечаются случаи непонимания задач Автодора.

Один из работников сталинских профорганизаций изрек в беседе с представителем Автодора:

"Я не умею ездить на авто и мне не нужно хороших дорог".

"Дайте велосипед, агитнем за вас", — заявил в Днепропетровске тот-же профессиональный работник в разговоре.

Эти классические фразы: "Нам не до Автодора". "Мне не нужны хорошие дороги" звучат по-щедрински в украинских условиях, где, по словам представителя главного дорожного управления, на 208 тыс. км дороги лишь 2,4% замощены и годны для езды круглый год.

НУЖЕН ФОРСИРОВАННЫЙ ТЕМП

Конечно, нужно дать другой темп, — заявил представитель дорожного управления, рисуя перед с'ездом план пятилетки.

Впрочем, не так уж велик темп, предлагаемый дорожным управлением: пятилетка дает лишь 4 тыс. км каменных новых дорог и 29 тыс. исправленных, а всего 17% всей дорожной сети Украины.

Как же выйти из тяжелого положения с украинскими дорогами?

На это с'езд ответил, что нужна механизация строительных работ, использование самообложения, усиление участия промышленности в строительстве дорог и трудовое участие самого населения, которое кое-где вовсе не осуществляетчя (Глухов) и т. д.

Делегаты с'езда уезжали из Харькова с твердым намерением дать на местах делу автомобилизации страны и дорожного строительства тот давно назревший и совершенно необходимый новый темп, о котором много говорилось на с'езде.

Ю. Моор