"За рулем", №5, март 1929 год, стр. 26
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ работы по перекрытию в наступающем строительном сезоне московских мостовых асфальтом, каменными кубиками (диабаз) и булыжником, вероятно, уже начались.
Снова, как и в прежние годы, жители Москвы будут вдыхать пыль и лесок, которые вихрем подымаются от новых мостовых. Асфальт, конечно, до известной степени уничтожает и пыль, и грязь, и песок. Нет ничего более варварского, чем засорять легкие населения песком и пылью.
Вместо того, чтобы заливать швы между брусчаткой, которая укладывается на бетонном основании, какой-нибудь связывающей жидкостью, применяемой давно за границей, мы засыпаем камни песком. Пройдет, мол, дождик, он утрамбует. Дикая некультурность — полагаться на дождь.
Совершенно прав был в своих прекрасных, но еще кое-кем неоцененных фельетонах (в "Известиях", кажется, за год до смерти) Л. Б. Красин, указывая на применяемое в Москве антикультурное, антигигиеническое замощение улиц. Говорят, что после этих фельетонов собирались наши специалисты, соглашались с доводами Л. Б., учено покачивали головами и не менее учено приводили контр-доводы. Короче говоря, песок остался и до сих пор является главным строительным материалом, употребляемым московским коммунальным хозяйством.
Песок в известных количествах применяется при мощении улиц и за границей, но там он является подсобным строительным материалом, а не главным. А у нас мостовые строятся так, что спустя короткий срок они проваливаются. Специалисты из МКХ об'ясняли это тем обстоятельством, что они строились во время дождя, осенью. И здесь дождик!
Мы ждем извещения МКХ, считающегося образцовым коммунальным хозяйством страны и подающего пример другим городам, о прекращении постройки в Москве мостовых из булыжника и о переходе на асфальт или на диабаз, но чтобы уж по европейски или по американски.
Довольно кустарничества и красного пошехонства! Необходима решительная охрана здоровья населения.
БЕЗДОРОЖЬЕ все отчетливее становится тормозом на пути хозяйственного и культурного роста СССР, Особую остроту и значительность приобретают вопросы дорожного строительства и местного транспорта в центральных промышленных базах страны — Донбассе, Урале, Криворожьи и др.
Самый мощный рычаг индустриализации СССР — Донбасс находится в исключительно плачевном состоянии. В рабочих поселках, как правило, нет ни мостовых, ни тротуаров. Дальность расстояния от места работы до места жительства рабочих, в условиях Донецкого бездорожья, тормозит создание постоянных кадров рабочей силы и затрудняет борьбу за интенсивность труда.
Что сделано в Донбассе для смягчения дорожного "голода"?
Кое-где строятся дороги (между Алчевском и Лозовой-Павловкой, между Никитовкой и Горловкой), в отдельных колониях идет мощение улиц, но решительного сдвига в деле дорожного строительства Донбасса эти меры дать не могут.
Основной задачей хозяйственных и профессиональных органов, а также автодоровской общественности является мобилизация в первую очередь местных сил и средств на борьбу с бездорожьем.
Высший Совет Народного Хозяйства поднял сейчас вопрос о том, чтобы начисления в местный бюджет, взимаемые с каменноугольной промышленности в значительных суммах выделялись бы ежегодно специально на дорожное строительство. Реализация такого проекта усилит приток средств и создаст твердую базу в деле расширения строительства шоссейных и грунтовых дорог.
Помимо дорожного строительства, крупную роль в деле улучшения бытовых условий горнорабочих играет и организация междурудничного автобусного движения.
Пока в этом отношении фактически ничего не сделано, в то время, как вопрос об организации автобусного движения в Донбассе один из существенных.
Работа ячеек Автодора в Донбассе приобретает особый смысл в сочетании с задачами индустриализации страны и успешного разрешения топливной проблемы в СССР.
Только вовлекая все более широкие массы рабочих в автодоровские ячейки, можно добиться решительного сдвига в борьбе с бездорожьем Донбасса,
Л. Бронштейн.