КОНФЕРЕНЦИЯ эта не отличалась по внешности от обычного вида конференций — шумная толпа делегатов, почетный президиум, рабочий президиум, доклады, приветствия... Внимательный наблюдатель остановился бы разве только на возрастном составе конференции. Делегаты — почти сплошь молодежь. Делегатов старше 40 лет в зале не было. Старше 30 — несколько человек. В то же время и не совсем зеленая молодежь. Это по возрасту не комсомольское собрание. Это молодежь между 20—30 годами, которая еще сохранила горячность молодости, но уже приобрела опыт и закалку зрелости.
Невольно вспоминается состав делегатов на Всероссийском дорожном с'езде. Там было как раз обратное. Молодежи почти не видно было. Большинство — делегаты от 40 лет и выше.
Найти об'яснение этому не трудно. На Всероссийском дорожном с'езде были, главным образом, делегаты от дорожных учреждений, на московской губконференции — от общественных организаций — автодоровских коллективов.
Итак, первое заключение: молодежь активно вошла и завоевывает автодоровское движение. А это сулит многое. Это значит, что вопросы автомобилизации СССР и улучшения наших дорог встретят горячность, энтузиазм, и волну общественного под'ема...
Бурными аплодисментами приветствовала конференция председателя Центрального Совета Автодора тов. Л. М. Лежаву.
"Какая-то удивительная мертвая точка в вопросе с автостроением", — говорит тов. Лежава. "Каких только заводов за это время не построили, а с автостроением дело не выходит. Все потому, что не решили будем ли сами строить или иностранцы у нас будут строить.
Нам нечего долго ждать иностранцев. Вот мы уже машину АМО построили и шоферы не нахвалятся ею, сейчас пробуем машину НАМИ, и если только решим, что будем сами автомобили строить, дело пойдет, и как пойдет!..
Плохо у нас со строительством дорожных машин. Московское отделение Автодора должно быть застрельщиком и в автостроении, и в дорожном строительстве".
Тов. Дмитриев, в кратком, но полном цифрами и фактами докладе, дал картину работы Центрального Совета Автодора, Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. Во всяком случае сдвиг, который наметился в вопросе о постройке авто-заводов и дорожного строительства, — заслуга Совета Автодора, мобилизовавшего общественное мнение вокруг этих вопросов.
Дальше конференция заслушала доклады тт. Лаврова, Гиммельфарба и Захарова.
На конференции выступил старик тов. Власов, представитель беднейшего крестьянства Коломенского уезда. Тов. Власов официально не зарегистрирован как член Автодора, но какими-то путями его потянуло на конференцию, потянуло высказаться перед "народом" о своем родном, горьком бездорожьи.
"Вот", — говорит тов. Власов, — "привезли к нам в деревню хорошую машину — молотилку. Отлично поработала она два часа, обмолотила хлеб беднейшему крестьянству дешево и скоро. Крестьяне очень довольны остались. А вот, как увозить машину стали, то неподалеку от деревни застряла она в грязи и 6 часов мужички с лошадьми, досками и веревками машину эту вытаскивали. Думается, после этого, что не скоро второй раз приедет к нам в село эта хорошая машина.
Или вот еще другое. Есть у нас пожарный сарай. Ежели направо горит — лошадь впрягаем, ежели налево — сами везем, потому что налево там дорога такая, что на лошади проехать нельзя.
Мы нашу нужду считали божьим наказанием и по совету попа служили молебны. Однако, молебны не помогали"...
Теперь старик Власов перенес свои надежды с бога на Автодор. Автодору предстоит ответственная миссия соревнования с богом и надо думать, что из этого "состязания" он выйдет, с честью.
Для выступления в прениях записывается колоссальное количество ораторов, — почти вся конференция. Единодушно голосуют против сокращения времени выступающих. Дайте высказаться! Очень наболело наше бездорожье! И один за другим выступают делегаты и рассказывают о своих нуждах, достижениях и планах.
Энергичные люди. Сильное движение.
Всякий побывавший на конференции невольно проникнется уверенностью, что автодоровское движение как нельзя более назрело, а главное, получило твердый и напористый человеческий материал.
Н. Беляев
500 с лишним делегатов I Московской губернской конференции Автодора с напряженным вниманием слушали тов. А. М. Лежаву на открытии конференции Автодора 2 марта.
А. М. Лежава ударил по больным местам нашей действительности — бездорожью и отсутствию автотранспорта.
— В своем обращении к вам, — начал А. М. Лежава. — я хочу остановиться на двух вопросах, имеющих для нас исключительно важное и ударное значение — «Даешь автомобиль!» «Даешь дорожную промышленность»!
Оставаться дальше в том положении, в каком мы были до сих пор, невозможно. Сидя в правительстве и соприкасаясь с хозяйственной и культурной работой республики и ее отдельных районов, мы постоянно сталкиваемся с вопросами реконструкции: дальше заниматься рационализацией нашего хозяйства не занимаясь вплотную вопросами дорожного строительства и средств передвижения, — нельзя. Как обстоит сейчас дело с автостроением? Здесь создалась какая-то удивительная мертвая точка. Каких только огромных предприятий, совершенно новых в нашей стране, каких только гигантов мы за это время не возводили, а с заводами по автостроению дело не выходит.
Как заниматься автостроением? Самостоятельным ли путем, или перенести к нам заграничный капитал и технику? Мы все болтаемся как маятник между этими двумя проблемами. У нас автостроение еще совершенно не налажено и наше народное хозяйство много от этого теряет.
Не дожидаясь никого и ничего, мы должны заняться собственным автостроением. Если мы поставили Волховстрой, сооружаем Днепрострой и т. д., мы можем развернуть свое собственное автостроение. Когда мы несколько лет тому назад начали выпускать машину АМО, было много скептиков, утверждавших, что зря мы туда бросаем деньги и что ничего из этого не выйдет, так как нет у нас ни техников, ни квалифицированных рабочих. Однако же, машина АМО оказалась лучше своего прототипа. Единственный недостаток, что завод выпускает еще мало машин (в этом году 1400) и, естественно, на каждую машину ложится большой расход. Отсюда вывод: надо завод расширить, вложить в него капитал и машина будет стоить дешевле. Техники и рабочие завода должны добиться снижения стоимости машин. Это нужно сделать для того, чтобы действительно смело пойти на развертывание советского автостроения.
У нас в Москве привыкли ездить на «Ройсах», но ведь это баловство. У нас есть собственные конструкции машин, которые может быть не хуже этих «Ройсов». Нужно пробовать НАМИ, АМО и сотни других машин, что обойдется гораздо дешевле, чем сидеть без машин или платить золотую валюту за границей. Развертывание собственного автостроения — задача всего рабочего класса.
На ряду с автостроением перед нами стоит задача дорожного строительства. Расширяя наше дорожное строительство, мы в то же время должны развернуть и наше дорожное машиностроение. Почин в этом отношении у нас уже есть. Различные дорожные машины у нас уже строятся и они не хуже машин, привозимых из Швеции и Германии, и великолепно работают.
Опыты показывают, — заявляет А. М. Лежава, — что там, где появляется в эксплоатации автомашина, начинается лихорадочное улучшение дорог. Дорога потянет машину и машина обязательно потянет за собой дорогу. Дайте крестьянину, производящему товарное хозяйство, грузовичок для перевозки картошки, молока, свеклы и т. д. и он обязательно дорогу выравняет.
Задачи автостроения и дорожного машиностроения остро стоят перед всей нашей общественностью, перед всем нашим хозяйством и правительством. Московское губернское отделение Автодора должно быть в этом деле застрельщиком. В его деятельности автостроение и дорожное машиностроение должно занять первое место (аплодисменты).
В КОНЦЕ 1927 года, когда зарождалось общество Автодор, — говорит тов. Дмитриев, — в контрольных цифрах Госплана не предусматривались ассигнования на автостроение. Под влиянием же Автодора в новые контрольные цифры правительственными органами внесен ряд дополнений о постройке заводов для выпуска мощных автомашин. Такой колоссальный сдвиг произошел всего лишь в один год. Этот перелом в деле автостроения обязан Совету Автодора.
В дорожном вопросе мы к сегодняшнему дню тоже имеем большие достижения. До сих пор, в течение нескольких лет существовала какая-то неразбериха в вопросе, кто должен строить дороги, какие и как строить. По этому вопросу были только одни дискуссии, а дела почти никакого. Дороги же тем временем разрушались, приходили в негодность. В настоящее же время, при содействии Совета общества, правительство издало специальный дорожный закон, вносящий ясность в дорожное дело.
Эти два обстоятельства, — заявляет тов. Дмитриев, — являются наиболее крупными достижениями в работе Совета Автодора.
Московская губерния по количеству коллективов и членов Автодора стоит на первом месте. В губернии около 400 коллективов и около 15 тысяч членов. Мы имеем отделения общества во всех автономных республиках, краевых и областных центрах, губерниях и в большинстве уездов. Организационную работу общества можно считать законченной. Однако, еще до сих пор очень слабо развернута работа по созданию коллективов среди крестьянского населения. Перед нами поэтому во всей широте встает вопрос об организации коллективов на селе и развертывании работы по улучшению наших дорог. Это особенно необходимо сделать сейчас, когда правительством намечены определенные организационные мероприятия по дорожному вопросу.
Совет общества проделал большую работу по выпуску различных популярных брошюр, руководств, учебников и т. п., занимался также вопросами профтехнического образования. Приходилось пробивать брешь во всех органах в области подготовки квалифицированной автодорожной рабочей силы, подготовки работников высшей и нисшей квалификации и т. п.
Из главнейших работ, проделанных Советом общества является созыв дорожного с'езда. Совет проработал вопросы реорганизации дорожного дела и наметил в этой области ряд практических мероприятий. Организованные Советом авто-мото-пробеги дали ценный материал для проработки вопросов автостроения в нашей стране. Большим тормозом в работе является отсутствие средств. Целый ряд учебных пособий и других материалов общество не могло приобрести своевременно. Организованная советом автолотерея должна дать Автодору 1.200 тыс руб., что значительно укрепит финансовую базу общества.
Совет Автодора добивается постройки автозавода. Тот сдвиг в автостроении, который сейчас имеется, обязан Совету Автодора, мобилизовавшему общественное внимание к этому вопросу. Автостроение и дорожное строительство — наша первостепенная задача.
ОПЫТ годичного существования Автодора, заявляет т. Лавров, показал, что в нашу теперешнюю работу необходимо внести кое-какие поправки. Положение с деревенскими коллективами в Московской и др. губерниях Союза чрезвычайно плохое. На село мы еще не проникли.
Трудовая дорожная повинность, декретированная правительством, будет проводиться в обязательном порядке, и чтобы разумно использовать труд крестьянского населения в дорожном строительстве, необходимо, прежде всего, создать для этого соответствующую обстановку, подготовить об'екты дорожного строительства. До сих пор государство занималось строительством дорог республиканского или губернского значения, а до низовой сети — уездных, волостных и сельских дорог — никто не доходил, и за годы революции там никаких работ не велось. Теперь наступил момент, когда на низовую сеть дорог мы должны обратить самое серьезное внимание. Мы должны автодоровскую организацию в деревне сделать популярной, широко общественной, непосредственно связанной с крестьянством. Надо создать льготные условия вхождения в организацию для широких масс крестьянского населения.
Наша задача в городах будет сейчас заключаться в массовом открытии курсов подготовки квалифицированной рабочей силы по автотранспорту, в ознакомлении с машиной.
Так как мелкие коллективы заниматься такими вопросами не могут, необходимо провести укрупнение коллективов, чтобы они насчитывали не менее 100 человек.
Перед нами стоит вопрос, заявляет далее т. Лавров, о передаче производственных функций нашим организациям. До сих пор организации никакими производственными функциями не занимались, но сейчас эта необходимость назрела. На опыте работы истекшего года мы видим, что целый ряд коллективов в силу местных условий на этот путь уже становится. Поэтому придется устав общества несколько изменить. Однако, этими производственными функциями слишком увлекаться не следует.
Заканчивая свой доклад, тов. Лавров указывает на необходимость вовлечь в Автодор как можно больше новых членов, усиленно подготовиться к проведению "Недели Автодора", и к дорожному строительству в предстоящем строительном сезоне. Должна быть широко развернута работа наших организаций на местах, чтобы к дорожному строительству привлечь широкое внимание крестьянского населения.
Затем конференция заслушала доклад зам. нач. Цудортранса тов. Гиммельфарба "О состоянии и перспективах развития автотранспорта в СССР", доклад тов. Сахарова, а также послала приветствие Моссовету, XVII Губпартконференции, ЦК рабочих местного транспорта и пр.