А. К. и С. Т.
В СССР до настоящего времени не имеется сколько-нибудь определенной классификации кузовов (кароссери) легковых автомобилей; для некоторых типов нет даже обозначений.
Мы делаем попытку установить такую номенклатуру на основании данных европейских и американских стандартов и данных отдельных фирм, занимающихся постройкой кузовов для легковых автомобилей.
Все легковые автомобильные кузова делятся на три основных отдела: двух- трех- и многоместные.
Каждый из этих отделов распадается на группы закрытых и открытых кузовов.
Отделы и группы в свою очередь подразделяются на подотделы и подгруппы.
Первый отдел составляют двухместные кузова с одним поперечным сидением для шофера и для одного пассажира. За сидением устраивается отделение для багажа, в котором нередко устанавливаются дополнительные с'емные или откидные сидения.
Группе закрытых кузовов этого типа присвоено общее название — купе. В зависимости от выполнения, кузова носят название — купе (совершенно застекленный закрытый кузов), купе-кабриолет (закрытый кузов с совершенно раскидывающимся верхом) или купе-ландоле (закрытый кузов с откидной спинкой).
Открытые кузова этого отдела называются фаэтонами, В Англии двухместные кузова обычно называются "Родстерами"; открытые кузова часто снабжаются парусиновым верхом, известным у нас под именем "американского верха".
Второй отдел составляют трехместные кузова с сидениями в виде отдельных кресел, расположенных по типу — два впереди и одно сзади.
Кузова этого типа под названием "Кловерлиф" (клеверный лист, трехлистник) получили большое распространение в Англии; у нас в Советском Союзе они почти неизвестны.
Разбивка кузовов этого типа вполне тождественна с разбивкой кузовов двухместных.
Третий отдел — кузова с четырьмя и больше местами. В этих кузовах, кроме основных, часто имеются добавочные с'емные или откидные сидения.
В некоторых моделях задние сидения настолько широки, что на них помещаются три человека, и весь кузов становится пяти-семи-местным.
Отдел многоместных кузовов составляется из следующих типов:
1. Салон" или "Седан" — совершенно застекленный кузов, состоящий из одного отделения, общего для пассажиров и шофера.
Интересно заметить, что название "Седан", введенное впервые американскими фирмами, вызвало большие нападки со стороны французов, у которых слово "Седан" связано с невеселым для французов историческим событием. Американские кузова этого типа только из-за своего названия подвергались во Франции бойкоту, пока одна из американских фирм через прессу не дала об'яснения, что название "Седан" никакого намека в себе не содержит и происходит от названия старинного типа носилок — паланкина, с креслами внутри.
Как и у двухместных кузовов мы встречаем у "Салонов" (Седанов) все три характерные подгруппы: "Салон" (Седан) — совершенно закрытый. "Салон-кабриолет" (Седан-кабриолет) — полностью раскидывающийся, и "Салон-ландоле" (Седан-ландоле) с откидывающейся спинкой. "Салоны" бывают с двумя и четырьмя дверями.
Открытых кузовов этого типа не существует.
2. "Берлин" — кузов, также совершенно застекленный, но отделения в нем разделены стеклянной перегородкой. В переднем отделении помещается шофер и один из пассажиров, во втором — только пассажиры,
Подобно "Салонам" этот тип разделяется на: "Берлины" — "Берлин-кабриолеты" и, наконец, "Берлин-ландоле".
Открытых "Берлинов" также не бывает.
3. "Лимузин" подобен "Берлину"; он состоит из двух отделений под общей крышей: но первое отделение, в котором помещается шофер, открыто, и застеклено только заднее.
Из закрытых моделей "Лимузины" имели всюду наибольшее распространение, в том числе и у нас в Союзе; за последнее время их, однако, все больше вытесняют "Берлины и "Салоны".
На ряду с "Лимузином" необходимо упомянуть "Лимузин-кабриолет" и "Лимузин-ландоле", часто называемый просто "Ландоле".
Открытые кузова этого типа, носящие название "Дубль-фаэтонов", обычно снабжаются с'емным американским верхом и боковинками из слюды, превращающими его в дождливую погоду в закрытый кузов.
4. В "Бруме", — кузове названном так по имени англичанина, впервые введшего эти кареты в обращение, первое отделение совершенно открыто (без крыши), иногда с откидывающимся верхом, второе — под крышей и застеклено.
В остальном "Брум", "Брум-кабриолет" и "Брум-ландоле" от "Лимузина" не отличаются.
Все вышесказанное сведено к таблице, помещенной а конце статьи на следующей странице.
В настоящее время встречаются закрытые кузова разных типов с открывающимися люками в крыше, так называемые "Зоншайны" (открытые для доступа солнца).
В общем, как выше было сказано, все основные типы кузовов вкладываются в приведенную группировку, но в практике все же встречается еще целый ряд кузовов переходных типов, отличающихся от основных некоторыми побочными признаками. Например: салоны могут быть с двумя и четырьмя дверцами; ландоле и кабриолеты делаются обычно с двумя боковыми стеклами. но встречаются также ландоле и кабриолеты с дополнительными, третьими, боковыми стеклами, в этом случае называемые трипль-кабриолетами и трипль-ландоле, словом, получающих приставку трипль к соответствующему названию типа: салона, лимузина или берлина.
Одно время были в моде и имели значительное распространение кузова с насадками для превращения открытых моделей в закрытые. Такие кузова имели особенно широкое распространение в Германии, где экономный и практичный немец летом пользовался открытой машиной, а зимой спасался от холодов в закрытой.
Кроме перечисленных типов, встречаются еще специальные кузова легковых автомобилей — напр. спортивные, — длинные и узкие, и для туризма — со специальными и разнообразными устройствами.
Кузова гоночных машин обычно представляют собой двухместные сильно вытянутые фаэтоны (торпедо) с очертаниями, представляющими наименьшее сопротивление встречному воздуху на больших скоростях.
В нашей статье не место, конечно, разбирать такие кузова-монстры, которые строят для своих сверх-гоночных машин, например, Кэмпбелл, Сигрейв и т. д. Эти кузова строятся по специальному заказу и чертежу и типизированы быть не могут.
В настоящее время встречаются еще кузова специальных машин автомобильного типа, как то гусеничных, аэросаней и т. п., формы которых зависят в значительной степени от конструкции машин и не поддаются какой либо классификации.
Классификация автомобильных кузовов | ||||||
I отдел | II отдел | III отдел | ||||
Двухместные | Трехместные | Многоместные | ||||
Родстер | Кловерлиф | Салон (Седан) | Берлин</td> | Лимузин | Брум</td> | |
I группа — закры- тые |
||||||
1 подгруппа — совершенно закрытые...... |
Купе | Купе | Салон (Седан) | Берлин | Лимузин | Брум |
2 подгруппа — закрытые но раскидывающиеся...... |
Купе-кабрио- лет |
Купе-кабрио- лет |
Салон-кабрио- лет (седан-каб- риолет) |
Берлин-кабри- олет |
Лимузин-каб- риолет |
Брум-кабрио- лет |
3 подгруппа—закрытые, с откидной спинкой...... |
Купе-ландоле | Купе-ландоле | Салон-ландоле (седан-ландо- ле) |
Берлин-лан- доле |
Ландоле (ли- музин-ландоле) |
Брум-ландоле |
2 группа—откры- тые |
Фаэтон (Родстер) |
Фаэтон | — | — | Дубль—фаэтон |
Разумеется, нашу попытку следует рассматривать только как первый опыт работы в области систематизации типов современных автомобильных кузовов.
А. К. и С. Т.