ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ всемирной известностью немецкий завод Юнкерса в Дессау, с 1900 года работающий по усовершенствованию нефтяных двигателей Дизеля, идя все время по пути постепенного их облегчения, в 1927 году выпустил такой мотор весом, при весьма компактных размерах, всего 6½ кг на 1 лошадиную силу. т.-е. вполне удовлетворяющий требованиям автомобильного мотора. Эти моторы оказались настолько удачными, что в настоящее время известный французский автомобильный завод Пежо (в Лионе) приобрел право на их производство и выпустил первые в мире 4½-тонные грузовики с дизель-моторами Юнкерса, работающими на сырой нефти. О том, какое это имеет значение в деле стоимости автотранспорта говорит уже то, что для пробега 100 км 4½-тонный грузовик с обыкновенным мотором расходует около 35 литров бензина, а такой же грузовик с мотором Юнкерса — всего 18 литров сырой нефти.
Автомобильные дизель-моторы Юнкерса устроены по тому же принципу, как и стационарные тяжелые его дизеля. В каждом цилиндре имеются два поршня, из которых нижний сочленен с коленчатым валом—шатуном обычного типа, а верхний — парою особых длинных шатунов, идущих снаружи цилиндра и соединенных с кривошипом противоположным кривошипу нижнего поршня. В результате, каждый цилиндр мотора Юнкерса работает, как 2 цилиндра мотора обычного типа. Двигатель — двухтактный, с продувкой, при чем поршень компрессора непосредственно соединен с верхним поршнем рабочего цилиндра. Двигатель работает по циклу Дизеля и не нуждается ни в магнето, ни в карбюраторе.
Эти двигатели выпущены двух типов: двухцилиндровый в 45 л. с. и трехцилиндровый в 65—70 л. с. Оба двигателя, совершенно одинаковые по своей конструкции, развивают 1.200 оборотов в минуту и расходуют 175-180 г сырой нефти на лош. силу-час. Мотор, даже будучи холодным, легко пускается в ход сжатым воздухом.
Другой автомобильный дизель-мотор, не нашедший пока еще себе применения, построен тоже прославившимся своими дизелями немецким заводом Картинг. Этот мотор — четырехтактный, бескомпрессорный, шестицилиндровый. Цилиндры имеют диаметр 130 мм и ход поршня 180 мм. При 1.200 оборотах мотор развивает 90 л. с. и расходует около 200 г сырой нефти на 1 лош. силу-час. Мотор весит 1.000 кг или немного более 10 кг на 1 л. с., что для автомобильного мотора теперь считается тяжеловатым.
Ленинград. Н. Фаусек