В ПРЕДДВЕРИИ 2 Всесоюзного испытательного мотоциклетного пробега Автодора, для проверки достижений советского мотоциклетного конструктирования в сравнении с мотоциклами заграничными (на пробеге пойдут несколько опытных мотоциклов нашего изготовления) полезно оглянуться и разобрать результаты 1 Всесоюзного пробега 1928 года: Москва — Тифлис — Москва.
Кроме испытания отдельных механизмов и деталей заграничных мотоциклов, с целью взять все лучшее для нашей советской модели, в задачи пробега прошлого года входила оценка продукции уже налаженных в Союзе производств — резины, запальных свечей и ведущих цепей.
Пробег помимо этого заставил оценить качество масла Нефтесиндиката "Автол Т", на котором машины за небольшим исключением, прошли весь свой страдный в 5 тыс. км путь — при сорокаградусной жаре и по неподдающимся описанию дорогам.
Нефтесиндикат привык к тому, что его ругают за качество масел. И отношение его к этой ругани довольно спокойное. Но должно быть еще никто никогда и так искренно не ругал Нефтесиндикат, как участники прошедшего мото-пробега. Смело можно сказать, что Нефтесиндикат своим безобразным маслом "Автол Т" испортил все дело. Учтя значение масла в пробеге, нужно отметить, что масло в сильной степени заслонило возможность составить четкое суждение об участвовавших машинах.
Надо сказать, что "Автол Т" — не масло, а какая-то "муть с хлопьями", и если кое-как на нем работают автомобильные двигатели с водяным охлаждением, то на мотоциклетных, охлаждаемых воздухом и развивающих поэтому значительно большую температуру "Автолы" (не из каталога Нефтесиндиката, а реальные!), не могут и не должны применяться. Мы надеемся, что Нефтесиндикат при содействии советской общественности даст к пробегу 1929 года масло более удовлетворительное. На теперешнем же ехать нельзя. Оно губит мотоциклы.
Отрадные результаты дало сравнительное испытание в пробеге 1928 г. заграничной и советской резины.
На пробежных машинах была советская, германская и американская резина. Над резиной велось специальное наблюдение.
Если качество советской резины принять за 100%, то заграничная резина даст следующие показатели. 1. Резинотрест (советская): покрышки 100%; камеры 100%. 2. Континенталь (германская): покрышки 83,5%; камеры 83,5%. 3. Эксцельсиор (германская): покрышки 42%; камеры 98,3%. 4. Гудрич (американская): покрышки 33,8%; камеры 59,3%. 5. Гудийр (американская): покрышки 19,8%: камеры 79,3%.
Резинотрест победил в этом пробеге всех своих конкурентов, а американская резина оскандалилась. Даже знаменитый "Континенталь" отстал от нас на 16,5%. Эта победа Резинотреста тем более ценна, что еще недавно его ругали за плохую продукцию. Мы не утверждаем, однако, что вся продукция Резинотреста теперь уже стала "хороша" — есть еще много "грешков", о которых он прекрасно знает (например, слабость бортов у некоторых покрышек).
Все водители требовали: "дайте нашу резину, замучила заграничная". Это было отрадно слышать. Но те же водители просили заграничные свечи, потому что из 18 свечей Автопромторга 17% пришло в негодность после пробега по 1800 км, а из 9 свечей Патрубтреста 66% пришло в негодность после пробега по 225 км.
Эти результаты показывают, что свечи Автопромторга неизмеримо выше Патрубтреста и на них еще кое-как можно работать при нормальном сжатии в моторе.
Но насколько свечи Патрубтреста хуже автопромторговских, настолько последние хуже заграничных среднего качества.
Отсюда вывод: со свечами у нас дело обстоит не важно, нужно еще много поработать для их улучшения, а Патрубтресту начинать дело сначала и не торопясь.
На пробежных машинах работало 8 цепей отечественного производства и, по заключению технической комиссии, они "не обнаружили заметных дефектов".
Это осторожное выражение обозначает, что наши цепи, пройдя весь трудный путь и не имея даже должного ухода, совершенно не дали износа.
Больше того: та же комиссия константировала, что растяжка наших цепей меньше, чем у заграничных. Это обозначает, что считавшиеся до сих пор безукоризненными заграничные цепи, говоря мягко, не лучше наших. Значит, казалось бы, с цепями мы также, как и с резиной, освободились от заграничной зависимости. Однако, здесь есть и свои "но".
Цепи вырабатываются кустарным об'единением "Металлист" в Туле. Цепь обходится дороже заграничной. Поэтому мотоциклист, хваля нашу цепь, все же покупает заграничную, так как этого требует хозрасчет.
Ценное для нас производство цепей может провалиться за отсутствием сырья, прочной финансовой базы и достаточного оборудования. Назрела необходимость какими-либо способами ввести это предприятие в рамки государственной промышленности, расширить производство цепей до размеров, необходимых для снабжения всего Союза и значительно удешевить их. В настоящем же положении владельцы об'единения, ведущие дело за свой страх и риск и охраняющие ревностно "секрет" своего производства, вряд-ли смогут рассчитывать на поддержку общественности.
М. Дьяков