М. ДЬЯКОВ
В ШОФЕРСКОМ обиходе есть пословица: "Не машина возит, а на машине ездят" — в этом вся мудрость ухода и обращения с машиной. Для безотказной и долгой работы мотоциклы надо много внимания и заботы, нужны постоянные осмотры, немедленное устранение даже мелких, казалось-бы неважных неисправностей, содержание в чистоте и порядке механизмов, надлежащая их регулировка и достаточная смазка.
Мотоцикл надо держать в чистоте. Однако, промывать его снаружи керосином или бензином, как это часто практикуется, нельзя. От этого тускнеет и слезает окраска и машина принимает старый, неопрятный вид. Рекомендуется мыть мотоцикл только чистой водой и лучше губкой, чем тряпкой. Если есть возможность — мытье может производиться при помощи брандспойта. Засохшая грязь сначала отмачивается; отдирая ее в сухом виде можно поцарапать лакировку. Масляные пятна удаляются обмыванием мыльной водой. После мытья на лакированные части наводится глянец при помощи замши, или шерстяной тряпки.
Подавляющее большинство мотоциклетных двигателей имеет воздушное охлаждение. Для увеличения площади охлаждения на цилиндрах отливаются, поперечно и продольно расположенные ребра. Эти ребра должны быть всегда чисты. Сущность воздушного охлаждения состоит в передаче тепла с цилиндров в обтекающий их воздух. Ненормальный нагрев или дефекты в работе двигателя могут иметь причиной недостаточное охлаждение от покрывающей ребра корки из грязи, пыли или масла.
Перед каждой поездкой надо проверить надежность наружных креплений (болтов, винтов и гаек) и наличие горючего, особенно масла, в баках. Наполнение баков надо производить крайне осторожно, не проливая на них горючее и масло. Мало того, что окраска баков принимает от этого некрасивый, тусклый вид: такая неосторожность может послужить причиной пожара. Каждый раз, баки после заправки должны быть тщательно протерты чистой тряпкой.
Совершенно недопустима заправка машины около огня или курение при наливании горючего. Мотоциклист должен понять, что такие вещи могут пройти безнаказанно 100 раз, а на 101 послужить причиной гибели машины.
Если по каким-либо причинам мотоцикл загорелся, надо забрасывать пламя песком или землей. При небольшой вспышке можно потушить пламя, покрыв его верхней одеждой, брезентом и т. п. Ни в коем случае огонь нельзя заливать водой. Тушить машину водой значит увеличивать пожар.
Первое и основное правило разборки при ремонте — это ясное представление о том, для устранения какого именно дефекта разбирается машина. Разбирать машину нужно только тогда, когда мотоциклист замечает какую-либо из внутренних неисправностей, причины и признаки которых мы рассмотрим дальше.
Всякая разборка должна производиться систематически, аккуратно и внимательно. Снимаемые детали должны раскладываться по группам, и по возможности размечаться. Мелкие крепления (болты, гайки, винты и пр.) ставятся на свои места в основных деталях. Надо помнить правило, "разобрать легко — собрать трудно". Если не вводить систему и порядок разборки — при сборке машины у молодого мотоциклиста окажутся на руках "лишние" части, и он не будет знать, куда их поставить.
Каждый опытный ездок знает какую важную роль играет в сохранении сил, быстроте ремонта и сбережении машины, наличие и качество инструмента, имеющегося под рукой. К сожалению, большинство мотоциклистов полагают, что если у них есть отвертка и разводной ключ, то этого совершенно достаточно даже для дальней поездки.
Гаечные и торцовые ключи, присылаемые в числе другого инструмента с новой машиной и имеющие каждый строго определенное назначение, обыкновенно менее всего применяются в работе. Разводной ключ захватывает гайку только за две грани, поэтому подвертывать ключ на гайке надо очень плотно, иначе он легко сбивает и закругляет грани.
Те же последствия бывают и в результате работы неразмерными, слишком большими ключами.
Разбирая для ремонта какой-либо механизм, необходимо тщательно удалить со всех деталей грязь и ржавчину. Последнее особенно важно для крепящих болтов и гаек. Перед сборкой они должны быть совершенно чисты и облиты керосином. Несоблюдение этого крайне необходимого требования может повлечь за собой заедание и срыв резьбы.
Если во время разборки заела гайка, надо отмочить ее керосином. Если-же не берет и керосин, то нужно подвергнуть нагреванию гайку или накалить ключ. При заедании винта надо установить лезвие отвертки в прорезь винта, захватить отвертку разводным ключом и действуя им, как воротом, сильно нажимая на отвертку, вывернуть винт.
Некоторые механизмы крепятся несколькими болтами или винтами (фланцы цилиндров, коробка передач, и др.). В этом случае гайки болтов завертываются постепенно, каждая на определенное число оборотов.
Ни в коем случае нельзя допускать затяжку таких гаек на одной. При таком способе одна сторона всегда будет перетянута по сравнению с другой, что может повлечь серьезные дефекты напр. обрыв ушков фланца цилиндра, перекос коробки и пр.
Разборка двигателя нужна для снятия нагара и для ремонта или замены внутренних деталей. В соответствии с конструкцией мотоцикла и характером неисправности выявится необходимость снятия двигателя с рамы, или возможность устранить дефект только путем удаления цилиндра.
Если без снятля двигателя с рамы обойтись нельзя, рекомендуется перед этим для удобства работы сбить деревянную рамку-подставку, соответствующего картеру размера. Перед снятием двигателя, для легкости разборки, надо ослабить все соединения.
Прежде чем приступить к удалению цилиндров, открываются компрессионные краники. Затем цилиндр поднимают вверх, одновременно осторожно поворачивая его вправо и влево. Перед снятием цилиндра поршень надо установить в крайнее нижнее положение. Вращение двигателя для этой цели производится за цепную ведущую шестерню.
Когда из под фланца цилиндра покажется край поршня, между ним и шатуном закладываются тряпки или концы для предохранения поршня от поломок после окончательного освобождения его из цилиндра. Таким же образом закрываются картерные отверстия. Только этим можно предохранить детали двигателя, находящиеся в картере, от возможного попадания грязи и пыли со снимаемых цилиндров.
Картер разбирается только в случае крайней необходимости (просачивание масла, износ подшипников, пальцев маховиков и пр.).
Когда цилиндры сняты и шплинты поршневых пальцев удалены (при неподвижно закрепленном поршневом пальце) — из приливов поршня выбивается поршневой палец. Для этой цели мотоциклист должен иметь специальную медную выколотку диаметром, меньше чем в палец. Поршень берется в левую руку, а выколотка, поддерживаемая большим и указательным пальцем, устанавливается в центре пальца. Поршневой палец выбивается с крайней осторожностью легкими ударами молотка по выколотке.
Следующим этапом разборки двигателя, является снятие поршневых колец. Для этого под кольца подкладывают три-четыре тонких металлических пластинки шириной, приблизительно, 12—13 мм, а длиной 75 мм, по которым снимаются кольца. Одеваются кольца обратно на поршень тем-же способом.
Установка цилиндра на свое место при сборке, а также снятие и одевание поршневых колец, должно производиться весьма осторожно.
Поломки поршневых колец — не редкость. В случае поломки колец надо, не разбирая картера, выпустить все масло из него и, промыв основательно двигатель керосином, наполнить его свежим маслом. Такие предосторожности принимаются для предохранения подшиппиков, маслянои системы и рабочих поверхностей двигателя от попадания в них мельчайших частиц поломавшихся колец.
Если-же при снятии цилиндра, отверстия картера не были заложены тряпками или концами и в картер упал значительный кусок конца, — необходимо промыть двигатель в разобранном виде.
Чрезвычайно важным моментом разборки является разметка рабочей стороны и отдельных деталей, приработавшихся по месту. Так, например, ни в коем случае нельзя устанавливать поршень из переднего цилиндра в задний, заменять верхнее поршневое кольцо нижним кольцом и т. п.
При обратной сборке должно быть обращено особое внимание на закрепление поршневых пальцев. Незакрепленный палец выйдет из гнезда, поцарапает стенку цилиндра и приведет его в негодность.
Нагар на камере сжатия, головках поршня, канавках колец и клапанах должен быть обязательно удален. Снятие нагара производится специальными скребками. Если нагар очень тверд и есть опасность поцарапать очищаемую поверхность, (особенно на алюминиевых поршнях), надо взять отвертку или плоский напильник и наклонно поддевая нагар снять его. На машинах со с'емными головками цилиндров снятие нагара производится без удаления цилиндра, только при помощи отвертывания головки. Удаление нагара производится, примерно, после каждой 1.000 км пробега. Неполное удаление нагара может быть произведено без разборки двигателя путем выпуска масла, заливки в картер соответствующего количества керосина и проворачивания двигателя при помощи кик-стартера.
После такой промывки, с целью удаления нагара, керосин быстро спускается, а картер наполняется свежим маслом.
Промывка должна происходить обязательно при теплом двигателе с раз'единенными от свечей проводами.
Полезно, по приезде домой, залить в цилиндры по ½ чайной ложки керосина для частичного предохранения их от нагара.
Из особых советов при сборке двигателя надо отметить:
1. Зазоры между толкателями и штоками клапанов регулируются на собранном двигателе до установки его на раму.
2. Не рекомендуется сразу ставить шплинты, предназначенные для крепления разных гаек двигателя, при сборке новой машины или после капитального ремонта. Первые 30 км пробега лучше сделать с незашплинтованными гайками, а когда после такого пробега гайки сядут, их надо подтянуть и зашплинтовать.
М. Дьяков