В ХАРЬКОВЕ имеется единственный в Союзе велосипедный завод. Долгое время ему приходилось влачить жалкое существование и только за последние два года он стал на ноги.
В 1924 году завод выпустил 4.580 велосипедов. в 1928—29 производственном году завод выпустил 25 тысяч велосипедов и к концу пятилетки выпуск велосипедов увеличится до 120 тысяч в год.
Завод с 1 января перешел на семичасовой рабочий день. Себестоимость машины с каждым годом падает. Если машина обходилась в этом году без резины в 94 рубля, то к концу пятилетки себестоимость ее снизится до 65 рублей.
Таким образом, перспективы развития Харьковского велозавода вполне благоприятные, но... когда этот вопрос был поднят на заседании президиума Укравтодора, то протестам и возмущению не было границ.
Себестоимость одного велосипеда с резиной составляет сейчас 107 рублей. Потребителю же машина отпускается за 175 рублей. Торговая накидка на велосипед, таким образом, составляет 70%.
Все члены президиума Укравтодора подчеркивали недопустимо высокую торговую накидку на велосипед. За одну только доставку велосипеда с завода на вокзал и его упаковку взимается 30 рублей. Недопустимость такой накидки очевидна, особенно, если учесть, что при продаже велосипедов в самом Харькове, когда ни упаковка, ни доставка на вокзал не нужны, эти 30 рублей все же взимаются.
Заводу машина обходится в 107 рублей, отпускает завод машину Госшвеймашине по договору за 138 р. 15 к„ а потребитель платит за нее 175 рублей.
Президиум Укравтодора постановил заявить самый решительный протест против баснословной накидки на велосипед. Решено обратиться в Наркомторг СССР с предложением пересмотреть и снизить нормы накидки. Одновременно президиум постановил обратить на эти факты внимание НКРКИ УССР и НКРКИ СССР.
КОЛЛЕКТИВ Автодора при правлении Северо-Кавказских железных дорог насчитывает 340 членов. Часть членов бюро выбыла из-за нежелания работать, а оставшаяся группа из 3 человек не могла широко развить свою работу.
По инициативе бюро все же был организован бесплатный кружок под руководством инженера правления; но вследствие его командировок и отказа кружковцев пригласить платного руковода, кружок распался. Учтя эти ошибки, организовали второй кружок из 30 человек. который выпустил уже 16 человек с правом водительства. Кружком же был отремонтирован полученный от правления легковой автомобиль "Форд".
Окончание года знаменуется открытием нового кружка под руководством опытного инженера и наличием двух легковых и одного грузового автомобиля.
Плохо обстоит дело с помещением для автомобилей. Есть пустующее помещение для гаража, но администрация отдела пути всячески тормозит его передачу. Ячейка натыкается также на бездушное к себе отношение общественных организаций, что тормозит ее работу.
У нас имеется 70 полугодовых подписчиков на журнал "За Рулем". Распространено 500 лотерейных билетов. Проходит успешно кампания по сбору на "военный автомобиль".
КОЛЛЕКТИВ Автодора при военно-политической академии им. Толмачева — один из самых активных в Ленинграде. Об этом достаточно красноречиво говорят достижения его за последние полгода.
Восстановлены и приведены в образцовый порядок три авто; оборудованы специальные классы для занятий; вовлечено в автодоровскую работу около 50% всех слушателей и сотрудников академии.
Проведена кампания по поднятию подписки на руководящий автодоровский орган — журнал "За Рулем". Распределено значительное количество билетов лотереи Автодора.
Устроена местная автолотерея, давшая коллективу около 600 руб. Главным выигрышем ее был легковой авто. Выигравший мог пользоваться им в течение всего периода своей учебы в академии, после чего автомобиль снова поступал в собственность коллектива.
По ходатайству коллектива, в академии специальным приказом Реввоенсовета введен особый сокращенный курс автомобильного дела, обязательный для всех слушателей. О пользе этого мероприятия говорить не приходится. Слушатели проявляют большой интерес к учебе.
В ближайшее время коллектив организует 2 больших конкурса на лучшего автомобилиста-автодоровца, отдельно для мужчин и женщин. Победители конкурса будут премированы. При коллективе начинают функционировать общегородские курсы для шоферов, рассчитанные на 80 человек.
Большим тормозом в работе коллектива является малая активность и инертность военведа. Руководители его, к сожалению, еще недостаточно внимательны к вопросам автодоровского движения в военно-учебных заведениях.
Рабочему учиться не по карману. — Дайте техникум! — Автодор — в школу! — Трактористы без дела. — Об'явим войну частнику! |
В СВЯЗИ с постепенным, неуклонным развитием автостроения в советской республике, с каждым новым годом все больше будет ощущаться потребность в хорошо подготовленной технической силе. А между тем у нас, при наличии целого ряда индустриальных учебных заведении, нет ни одного автомобильного техникума, подготовляющего специалистов по автоделу.
Из большого количества корреспонденций, присланных в редакцию нашими читателями-автодоровцами, мы остановимся на некоторых, непосредственно затрагивающих этот вопрос.
Наши рабкоры, прежде всего, единодушно заявляют, что создание техникумов вопрос вполне назревший и разрешить его нужно немедленно. Одновременно они выносят на обсуждение автодоровских масс и высших органов общества весьма ценные предложения, которые нуждаются в скорейшем осуществлении.
— ОШКУМТ (об'единенная школа и курсы местного транспорта) — единственное учебное заведение в Москве, ставящее целью основательное изучение автодела. Есть в Москве, — пишет рабкор В. Никитин, — и другие курсы, но они организованы на скорую руку, не имеют ни надлежаще подготовленного кадра преподавателей, ни оборудованных мастерских для практических занятий. Курс обучения — 6-месячный. Могут ли эти курсы в такой короткий срок дать обучающемуся квалификацию шофера? Конечно, нет. Недаром, шоферов-шестимесячников называют "наскоро созревшими". Но и помимо этого, желание изучать автодело у большинства рабочих, остается только желанием. Рассчитывать на кружки, организованные Автодором на многих предприятиях, не приходится, так как в них можно получить лишь самое поверхностное понятие о строении и принципе работы автомобиля. Поступить же в ОШКУМТ далеко не каждый может. Чтобы получить квалификацию шофера третьей категории со стажем практической езды... в 30 часов, надо заплатить 160 руб., а чтобы стать шофером второй категории — 240 руб.
В настоящее время, — заканчивает В. Никитин, — вполне своевременно подумать о создании автомобильного техникума, который должен быть приравнен в отношении набора слушателей к другим техникумам Союза.
Как бы продолжая мысль тов. Никитина, и рабкор В. Ушаков считает создание автотехникума первоочередной задачей Автодора. Он предлагает:
— Создать техникум с двумя уклонами — эксплоатационным и производственным, так как нам понадобятся не только инструкторы и водители, но и производственники. Почему, например, — спрашивает он, — не реорганизовать для этой цели московский ОШКУМТ? У него в этой области имеется 10-летний опыт, прекрасные аудитории, хорошо оборудованные мастерские и преподавательский персонал. Необходимо создать кадры автоработников, которые смогут не только управлять машиной, но и быть на руководящей работе в автопромышленности.
Идеи Автодора, в условиях нашего бездорожья и первобытных способов передвижения завоевывают все более широкое сочувствие трудящихся масс города и деревни. Но теперь важно участие в автодоровском движении не только взрослого населения, но и молодежи, начиная со школьной скамьи, Автодор и школа могут и должны быть полезными друг для друга.
— Автодор, пишет тов. Новиков, мог бы обогатить своим содержанием школьную программу обучения. У него нашлось бы достаточно материала и для комплекса первой ступени, и для профуклонов второй ступени, Автодор оживил бы школьную кружковую работу, связал бы школу с общественностью. Автодор оказал бы также помощь школьной молодежи в выборе профессий. С другой стороны, школа, благодаря территориальной планомерности своей сети, способствовала бы проникновению идей Автодора в самые глухие уголки нашего Союза. Следует теперь же высказаться по этому вопросу нашим просветительным учреждениям, и за летнее время проработать материал для включения его с будущего учебного рода в существующую школьную программу.
Часто приходится слышать и читать в газетах, что деревне нужны трактористы, механики тракторного дела. Квалифицированных работников в этой области у нас пока недостаточно. А между тем мы все же являемся иногда свидетелями того, как десятки работников, только окончивших специальную учебу по трактору, остаются без дела, подолгу не получают назначений и принуждены в поисках заработка менять свою квалификацию. РКИ не мешало бы заинтересоваться сообщением рабкора Нелидова.
— 30 молодых работников в 1927 г. ликовали от сознания, что они лучше своих конкурентов выдержали экзамен на мариупольские одногодичные курсы инструкторов-механиков тракторного дела. Многие ушли со службы на 15 стипендиальных рублей. При приеме с них взяли обязательство прослужить по специальности не менее года.
— Нам говорили, — пишет тов. Нелидов, — что каждому инструктору будет дан мотоцикл с полным комплектом инструментов для текущего ремонта тракторов. На собраниях представители сельхозсоюза, исполкома и др. возлагали на нас большие надежды, называли нас первыми проводниками культуры на село. И вот пришла весна 1928 года, 30 человек рвутся на работу. Но перед самой весной про нас забыли. Прошли весна и лето, наступила осень — вспашка под озимые, капитальный ремонт тракторов, страдная пора для механика-тракториста. А мы все гуляем. Некоторые товарищи ездили в Харьков лично напомнить о нашем существовании, но безрезультатно. Многие уже разбрелись. В биржевой карточке вместо прежней гордости: механик 1 разряда тракторного дела, значится — чернорабочий. Кем и для чего создавались эти курсы? Скоро весна 1929 года, неужели и ее нам суждено провести без дела?
В Москве, а возможно и во многих губернских центрах, на ряду с государственными автокурсами существуют и частные. Постановка учебы у частника, судя по той корреспонденции, которую мы приводим ниже, оставляет желать лучшего. Несмотря на высокую плату за обучение, молодежь, желающая изучить автодело, ничего не приобретает, а лишь по пустому тратит время и деньги.
— В Москве, в Столешниковом переулке, — пишет рабкор Алем, — помещаются частные курсы "Автоинструктора" Дергачева. Курс расчитан на 4 месяца и обходится в 135 руб.; 5 — вступительных, 80 — за теорию и 50 — "за полную практику". Но практики Дергачев не дает. Он посылает к знакомым шоферам, которые весьма неохотно принимают вас и за несколько часов берут 90—100 руб. А в каких условиях протекает учеба? В гараже — помещении для занятий — темно, грязно, нет сидений и слушателям с трудом приходится заносить в тетради необходимые заметки. Отсутствует более половины авточастей, необходимых для прохождения курса. Неудивительно, что после окончания "полного курса теории и практики" у Дергачева экзамен на шофера в МКХ выдержали только 5%, остальные провалились. Не мешало бы кому следует заинтересоваться частными курсами, в том числе и "Дергачевским автовузом".
Взятые нами на выдержку отдельные корреспонденции рабкоров говорят о том, что автодоровская молодежь хочет учиться для того, чтобы отдать свои знания на дело автомобилизации страны. Желания, интереса и энергии достаточно, нужно лишь использовать и применить эту энергию с наибольшим успехом.
Дайте знания, дайте возможность учиться!