ЗА РУЛЕМ, №8, 1929 год. УХОД за ПРОСТЕЙШИМИ ДОРОГАМИ

"За рулем", №8, апрель 1929 год, стр. 5-7

Инж. Д. ЯРОШЕВ

УХОД за ПРОСТЕЙШИМИ ДОРОГАМИ

Проходят дорожным утюгом по полотну

В № 6 "ЗА РУЛЕМ" мы рассказали о простейших дорожных орудиях. В этой статье мы рассмотрим применение этих простейших машин для постройки, капитального ремонта и содержания дорог в исправности.

1. Постройка новой грунтовой дороги начинается с проложения ее трассы и разбивки оси дороги. Работа эта чисто геодезического характера и применения дорожных машин не требует.

Следующая работа — это расчистка будущего полотна дороги от крупных камней и, если дорога проходит по лесу, то от леса и пней; камни и лес у нас пока еще повсюду убираются вручную, пни же могут извлекаться корчевалками, а мелкие корни — рутером.

Затем, после удаления дерна (с глинистого грунта) при помощи плуга или культиватора, приступают к земляным работам — устройству канав, лотков, выемок и насыпей. Надо, однако, заметить, что при проведении простейших грунтовых дорог, из числа земляных работ применяется почти исключительно устройство канав и лотков; что же касается выемок и насыпей, то они здесь применяются в ограниченных размерах и в исключительных случаях, так как сильно удорожают стоимость дороги.

Канавы и лотки роются канавокопателями и стругами, при чем, при наличии твердого грунта последний предварительно разрыхляется плугом и бороной. Земля, получаемая из канав, употребляется для устройства выпуклостей и перемещается утюгом с боков дороги к ее средине.

Уплотнение полотна дороги производится, прежде всего, тем же утюгом, а затем иногда катками (ребристым и круглым); обычно же укатка для экономии не производится и уплотнение достигается под влиянием проезда.

Такая дорога, имеющая выпуклый профиль, боковые лотки и канавы и состоящая в проезжей части из хорошего естественного или искусственно-составленного грунта, называется дорогой американского типа.

Песчано-глинистая дорога в разрезе

Если естественный грунт слишком тяжел и глинист или же, наоборот, слишком сыпуч, вследствие преобладания песка, — призводится добавка к основному грунту недостающего, т.-е. к глине добавляется песок и обратно. После подвозки добавочного грунта, грунты тщательно перемешиваются при помощи плугов и борон и полотно дороги выглаживается утюгом с приданием ему выпуклого профиля. Окончательное уплотнение и в этих случаях происходит под влиянием проезда.

II. Употребление машин при капитальном ремонте сходно с применением их при постройке новой дороги, за исключением не требующейся здесь раскорчевки, так как цель ремонта и способы его те же самые, что и при новой постройке, — именно: создание улучшенного грунтового полотна путем укрепления его поверхности и возможно полного удаления атмосферной и грунтовой воды.

Однако, надо иметь в виду, что хорошая грунтовая дорога как при постройке ее заново, так и при ремонте, получается не сразу и качества ее, — гладкость, твердость и сухость — приобретаются постепенно.

III. Уход за улучшенной дорогой. Выпуклость полотна необходима для стока воды с проезжей части в лотки: лотки нужны для понижения уровня грунтовых вод и, главное, для отвода атмосферной воды вдоль дороги в пониженные места, откуда она удаляется поперечными канавами; надлежащее качество грунта на поверхности дороги достигается соответственными добавками недостающих грунтов.

Улучшение дороги происходит не сразу, а лишь постепенно, что об'ясняется следующим:

1. Период осадки взрыхленного грунта занимает не менее года (точнее — два сезона) и в это время дорога нуждается в особо тщательном уходе, чтобы осадка грунта была равномерной.

2. При постройке или ремонте дороги нельзя точно учесть, в каком количестве необходимы добавки грунта. Точно также и в отношении водоотвода. После постройки могут понадобиться специальные мероприятия на некоторых участках дороги, необходимость которых нельзя было предусмотреть заранее.

3. Грузооборот на дорогах непрерывно повышается в соответствии с их улучшением. Между тем, от размеров грузооборота зависит в сильнейшей степени большая или меньшая стойкость одежды дороги.

Дорога до уплотнения

Все эти обстоятельства, а также необходимость производить все работы последовательно и лишь по их действительной надобности — заставляют нас видеть главное в деле улучшения грунтовых дорог не столько в самой постройке их, сколько в последующем уходе.

Необходимость такого ухода возникает немедленно же после окончания постройки или ее ремонта: уход этот выгоднее вести посредством машин, чем просто вручную.

Основными работами в деле улучшения дорог и ухода за ними являются:

1. Уплотнение грунтового полотна. Оно достигается временем и действием проезда. Главное влияние на осадку грунта оказывают дожди; вода заполняет промежутки между частицами грунта и, высыхая, сцепляет их. Как общее правило, нужно считать, что в первый год постройки дорога не может быть достаточно удобной для проезда и что окончательный свой вид она получит лишь летом следующего года. Некоторое уплотнение грунта может быть достигнуто искусственно — укаткой, катками-трамбовщиками, ребристыми катками и гладкими, но работа их очень дорога и может быть оправдана только в случае особой спешности улучшения дороги: нормальным же способом уплотнения полотна нужно признать последующую укатку дороги проездом.

2. Уход за дорогой после постройки. В первый год после постройки необходимо тщательное поддержание профиля и регулировка укатки проездом. То и другое достигается утюжкой. Ввиду того, что утюжка в дождь и в сухую погоду не дает хороших результатов, нужно пользоваться каждым благоприятным моментом после дождя для заравнивания образующихся колей и исправления различного рода неровностей. Заравнивание колей направляет проезд по всей ширине полотна, в результате чего получается равномерная укатка его. Своевременное исправление неровностей не дает дороге делаться ухабистой и позволяет сохранить приданную ей при постройке выпуклость.

Конный прицепной струг

Одновременно необходимо непрерывно исправлять и улучшать водоотводы. Застои воды в лотках после дождя ясно показывают неисправности устройства водоотводов, которые должны быть обязательно и быстро исправлены.

Избыток на участках дороги глины требует подвозки песка и смешения его с основным грунтом. Простейший способ пескования состоит в том, что песок ставится конусами на обочинах намеченного участка и в сырую погоду тонким слоем развозится утюгом (или стругом) по поверхности полотна. Перемешивание грунтов достигается проездом. Участки дороги, неблагополучные в отношении грунтовых вод, требуют особого улучшения путем дренирования, повышения насыпи, укрепления поверхности хворостинной, фашинной и жердевой выстилкой с засыпкой сверху грунтом и пр.

Особое внимание должно быть уделено вновь построенным дорогам после осенних дождей перед заморозками. Пользуясь каждым благоприятным моментом, необходимо утюжить дорогу и исправлять водоотвод, чтобы обеспечить гладкость дороги под снеговым покровом. Это чрезвычайно важно для весеннего периода, так как необходимо, чтобы таяние снега происходило в наилучших условиях и не вызывало больших разрушений полотна.

Улучшенная дорога после дождя

3. Последующий уход за дорогами. После схода снега выясняются все неучтенные при постройке особенности службы дороги, как-то: неустойчивость грунта на крутых продольных уклонах, появление размывов, оползни, разрушение лотков, недостаточная сопротивляемость грунтовой коры проезду, недостаточная высота насыпи и пр. Против всех этих явлений необходимо немедленно же принимать соответствующие меры, как-то: прорытие нагорных канав, уширение лотков, устройство в них перепадов, укрепление откосов, повышение насыпей, замощение отдельных участков и т. д.

Утюжку желательно производить после каждого дождя, что является вполне достаточным для поддержания ровности дороги. Надо помнить, что утюжить можно только влажный, подсыхающий грунт, когда он не рассыпается от сухости и не липнет от влажности, в противном случае от утюжки пользы не получится.

Прочистка лотков производится по мере надобности, при чем нужно очень осторожно относиться к перемещению грунта из лотков на полотно и выкидывать непригодный илистый грунт в обратную сторону за канаву.

4. Организация ремонтной службы. Для ухода необходимо разделить дорогу на участки, при чем для тракторов в 20 л. с. можно брать участки в 20—25 км, а для конной тяги на 2-х лошадях — до 10 км. Желательный для ухода набор машин должен состоять из 2-х утюгов, канавокопателя и легкого струга.

Инж. Д. Ярошев