Доминик БАРКАН
ВОПРОС о снабжении рынка удовлетворительным бензином приобретает особо важное значение не только для авто, авиапромышленности и транспорта, но и для других отраслей народного хозяйства, в частности, для химической промышленности, где бензин употребляется во многих операциях по обработке материалов.
О потреблении бензина авто- и авиа-транспортом дают представление следующие данные Нефтесиндиката: в 1926/27 хозяйственном году употреблено авто- и авиа-транспортом около 60 тыс. т всех сортов бензина, (75% всего бензина, выпущенного на рынок); в 1927/28 году транспорт расходует 70 тыс. т (70%) и, по приблизительным подсчетам, в 1928/29 году транспорт потребует около 100 тыс. т бензина.
Если добыча бензина в Союзе за последние годы поднялась до больших размеров (не нужно забывать, что бензин, добываемый у нас, идет не только на внутренний рынок; значительная часть добычи экспортируется за границу), то по качеству, особенно бензин, потребляемый нашей авто- и авиа-промышленностью не совсем удовлетворителен. В этом убеждают нас многочисленные случаи, когда применение некоторых сортов бензина являлось причиной дефектов в работе двигателя, деформации отдельных его частей, раз'едания, а подчас и разрушения.
Произведенные в московских исследовательских институтах опыты по изучению работы различных двигателей на советском бензине, позволили достаточно точно учесть все недостатки его и сделать практические выводы для улучшения качеств бензина.
Как показали исследования, даже лучшие сорта бензина (напр. Краснодарский и Грозненский авиа-бензин) склонны к образованию детонации. Последняя особенно часто наблюдается при применении бензина для лучших современных двигателей, где об'емное сжатие достигает 6,5 атмосфер. К основным явлениям, вызываемым детонацией, следует отнести, прежде всего, общее падение мощности двигателя, т.-е., в конечном счете, уменьшение его коэфициента полезного действия. Произведенные исследования показали, что потери мощности, вследствие явления детонации, при работе мотора с полной нагрузкой, достигают 12—15%, при чем эти потери обычно сопровождаются интенсивным изнашиванием частей двигателя, например, разрушением подшипников, выгоранием поршней и загоранием колец.
Кроме этого, исследования показали, что в бензине, погребляемом внутренним рынком, имеется много тяжелых углеводородистых соединений, которые тоже вызывают падение мощности двигателя, перерасход топлива, а также образование значительного нагара на рабочих частях двигателя (кольцах, клапанах, поршнях).
Даже в отношении испаряемости бензин Нефтесиндиката уступает довоенному. Так, в 1915 году обычные сорта бензина, при нагревании их до 120°, давали 95% испаряемости, бензин же Нефтесиндиката, за исключением Краснодарского и Грозненского авиа-бензина, имеет температуру испаряемости более высокую, достигающую в некоторых сортах 200°.
Случаи раз'едания отдельных частей двигателя (наприм., корсета карбюратора) свидетельствуют о наличии в бензине таких вредных веществ, как щелочь, кислота, сера и т. д.
Все эти недостатки нашего бензина, естественно, поставили перед рядом крупных хозяйственных об'единений и соответствующих исследовательских институтов задачу разработки методов, если не уничтожения, то, во всяком случае, уменьшения отрицательных качеств бензина.
Нужна техническая реорганизация наших нефтеобрабатывающих заводов на основах современной научной нефтеобрабатывающей практики и теории. Например, введение в нашу практику при добыче бензина так называемых "крэкинг" процессов, применяющихся широко на Западе, дало бы возможность производить бензин, не имеющий тех недостатков, о которых говорилось выше. Такая реорганизация нашего производства потребует, конечно, больших средств.
Далее, для улучшения свойств советского бензина, нужно ввести в практику смесь бензина с такими низкокипящими углеводородами, как бензол, толуол и их производные. Для улучшения технических качеств бензина и его удешевления это имеет громадное значение.
Различные сорта бензола и толуола могут быть получены не только при соответствующей перегонке нефти. При получении кокса из каменного угля в число получающихся побочных продуктов входят, в сравнительно больших количествах, бензол и толуол. Если исследования покажут, что применение смеси этих продуктов с бензином технически рационально, то этим сразу удастся разрешить две важные проблемы: наивыгодного использования таких продуктов коксования, как бензол и толуол и освобождения значительной доли ценного в экспортном отношении советского бензина.
Работы Теплотехнического и Научно-Авто-Моторного (НАМИ) институтов в области применения побочных продуктов коксо-бензольной промышленности, дают возможность наметить первые шаги по практическому разрешению проблемы использования бензола и толуола для улучшения качеств моторного топлива.
Исследования привели к следующим результатам: бензольные и толуольные соединения, по многим своим физическим и химическим свойствам (например, по температуре начала кипения и температуре выкипания, химическому составу остатка, получающемуся после выкипания и пр.), в общем, мало отличаются от лучших сортов бензина. Однако, как горючее, бензольные и толуольные соединения по своим качествам значительно превосходят второстепенные сорта бензина.
Исследование же смеси бензина с бензолом и толуолом показало, что примешивание их к второстепенным сортам бензина, с точки зрения испаряемости и выкипаемости, является технически рациональным.
Испытание бензино-толуоловых и бензино-бензольных смесей для авто- и авиа-двигателей, производившееся в НАМИ и ЦАГИ, дало положительные результаты. Оказалось, что применение этих смесей в виде моторного топлива увеличивает мощность двигателя, не влияя на все остальные элементы его работы. Кроме того, выяснилось, что никакого отклонения в степени нагара от того, который получается при работе мотора на бензине, не наблюдается. При этом было констатировано, что 50%-ная смесь бензина с толуолом или бензола с бензином является прекрасным средством к уничтожению детонации в двигателе. Это позволяет использовать полную мощность мотора без тех потерь, которые сопровождают работу мотора на бензине.
Детальное изучение вопроса о целесообразности применения бензола и толуола для смеси с бензином до сих пор еще не закончено, несмотря на то, что работы в этом направлении ведутся более 5 лет. Нужно предполагать, что в самом недалеком будущем многие углеводородные вещества, получающиеся в коксо-бензольной промышленности, найдут широкое применение на практике — в виде специального моторного топлива.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ фабриканты в Америке из-за взаимной жестокой конкуренции уделяют значительное внимание рекламе, стараясь перещеголять друг друга в изобретательности.
На снимке — витрина одной автомобильной фирмы, неизменно привлекающая огромные толпы любопытных.
В витрине выставлен автомобиль, который двигается по двум цементным полосам вперед и назад при простом поднятии руки зрителя. Секрет этой загадки заключается в следующем: на стекле на высоте поднятой руки нарисован круг, в центре которого оставлен незакрашенным маленький кружок.
Рядом расположены электрические элементы особой чувствительности, реагирующие на малейшее изменение освещения.
При поднятии руки кружок оказывается в тени, что достаточно для приведения в действие элементов.
Образующийся слабый ток течет к усилителю, включающему ток обычной силы, и автомобильреклама начинает двигаться.