К КАЗБЕКУ каждое лето ходят и едут тысячи экскурсантов. Военно-Грузинская дорога, одна из лучших шоссированных дорог Кавказа, приводит толпы "жаждущих" к ледникам Казбека. Только вряд-ли удастся путешественнику полюбоваться Казбеком, проезжая шоссейной дорогой, которая соединяет Владикавказ со ст. Архонской.
В самом деле, дорога избита невероятно. В "стандартном экипаже" — двухколесной медлительной арбе, или даже в рессорной коляске подскакиваешь каждые пять минут пути. Провоз хрупкого товара почти невозможен. Тяжелые, груженные кладью для станичных и сельских кооперативов возы, выезжая с утра медленным, осторожным шагом, приходят в Архонскую далеко за полдень. Шесть часов — 18 км пути.
Прошлым летом Остместхоз, в чьем ведении находится дорога, решил шоссировать ее. Навезли камней, разрыхлили почву; три раза, в жаркие летние дни, заставляли хлеборобов станицы Архонской исправлять повинность — таскать камни для дороги. А затем, забыли о том, что нужно как следует укатать ее. Так и осталась она, покрытая сором камней, — твердая, тряская, неудобная. А хлеборобы, проезжая в город или обратно, едут около дороги по "собственной тропе", вытоптанной копытами ишаков и лошадей, изрезанной колеями тяжелых возов. И только по бокам этого "шоссе" лежит рассеянный камень, напоминая о загубленных труде и средствах...
К Ардону, окружному центру Притеречного округа Сев. Осетии, часто приходится ездить хлеборобам станиц и сел, преодолевая большие трудности в пути.
Не доезжая хутора Ардонского, который расположен в 9 км от собственного Ардона, надо переехать бродом через реку Гизельдон.
В горах, где берет начало эта река — ее воды будут питать воздвигающуюся сейчас мощную электростанцию. Но здесь, у Ардона, — Гизель кажется ручейком и только мелкий, острый камень, заполняющий расстояние от одной до другой полосы желтой кукурузной поляны, показывает берега реки.
Через Гизель есть мост. Был сначала хороший, крепкий мост, но с годами осели, подгнили и треснули стропила и балки. Лошади вброд переходят реку.
Умники из станицы Слепцовской — окружного центра казачьего Сунусейского округа, построили от станицы до станции новое шоссе. Шоссе со стеклом, по новым расчетам, — словом, почти как в Америке.
Но вот подушка дороги села, камень и щебень расползлись в обе стороны. Сейчас нога человеческая не ходит по этой дороге, лошадиные ноги то-же. Едут сбоку, по новой дороге, созданной в противовес шоссе и получившей "права гражданства".
Г. Выборгский
Северная Осетия