ЗА РУЛЕМ, №9, 1929 год. ОТЧЕГО У НАС ДОРОГ БЕНЗИН

"За рулем", №9, май 1929 год, стр. 12-13

Баку. Биби-Эйбат. Общий вид нефтяных промыслов. Фото М. Титова

Инж. М.БЕРГМАН

ОТЧЕГО У НАС ДОРОГ БЕНЗИН

БЕНЗИН стоит у нас сейчас 27—28 коп. за килограмм. Это значит, что проезд одного километра на автомобиле средней мощности потребует расхода бензина на 5 коп. (считая 150—200 г на км). Расход весьма ощутительный.

Из чего составляется стоимость бензина? Если разбить ее на себестоимость в местах добычи, на транспортные расходы и на акциз, то мы получим следующие цифры:

за 100 кг
1. Отпускная себестоимость со включением всех
расходов на месте производства (Баку, Гроз-
ный) составит в среднем
......... 11 р. 29 к.
2. Транспортные расходы от места добычи до
Москвы в среднем
......... 5 " 25 "
3. Акциз ......... 10 " "
Итого оптовая цена в Москве за 100 кг 26 р. 54 к.

Следовательно, стоимость 1 кг — 26,5 коп.

Сравним эти цены с заграничными ценами на бензин. Возьмем даже Германию, употребляющую исключительно привозной бензин. Там стоимость 1 кг бензина составляет в среднем 21 коп., при чем сюда уже входит ввозная пошлина в размере 3,5 коп. за кг. Таким образом, в Германии бензин на 25% дешевле, чем у нас.

В Америке, где есть свои нефтяные источники, стоимость бензина еще ниже, чем в Германии и составляет без внутреннего налога от 7,1 коп. за кг, в Калифорнии в центре страны (место добычи) до 12 коп. за кг Кроме того, бензин облагается еще местным дорожным налогом в среднем в размере 1,5—2 коп. за кг. Таким образом, в Америке средняя стоимость 1 кг бензина составляет, примерно, 13—14 коп., т.-е. в 2 раза дешевле, нежели у нас в Советском Союзе.

Может ли у нас успешно развиваться массовый автомобилизм при несоразмерно высоких ценах на бензин? Конечно, нет. Автомобилю придется в первые годы своего широкого распространения бороться с бездорожьем, с конным транспортом, с общей технической отсталостью страны, и в этом отношении необходимо сделать все, чтобы борьба для него была всемерно облегчена.

Прежде всего необходимо остановиться на акцизном обложении бензина. Надо констатировать со всей четкостью, что обложение непомерно высоко и носит почти запретительный характер. Сопоставим хотя бы несколько цифр: обложение бензина в Америке составляет 2 коп. за кг, в Германии — 3.5 коп., у нас — 10 коп., т.-е. в 5 раз выше, чем в Америке и в 3 раза выше, чем в Германии. И это в условиях, когда автомобиль у нас только начинает развиваться.

Если не в этом году, то в самые ближайшие годы акцизные ставки должны быть понижены, по крайней мере, наполовину, т.-е. до 5 коп. за кг.

Учитывая, что количество автомобилей будет из года в год расти и чрезвычайно быстро, — не менее, чем в 10 раз в течение ближайших пяти лет, — мы даже при таком большом понижении акцизных ставок будем иметь еще значительное общее увеличение акцизных поступлений по бензину.

Далее — транспортные расходы. Они также чрезвычайно высоки, ибо бензин, в представлении НКПС, является весьма платежеспособным товаром. Таким образом, прибылью от перевозки бензина покрываются убытки от перевозки менее платежеспособных нефтепродуктов.

Если все это было справедливо до сих пор, то сейчас, когда бензин должен стать предметом широкого потребления, такое понижение, конечно, недопустимо, и цены на перевозку должны быть снижены, чтобы дать возможность бензину проникнуть в самые глухие уголки нашего Союза.

Перевозка бензина не в допотопных, а в большегрузных цистернах новейшего типа, использование дешевых водных путей сообщения, устройство сети благоустроенных складов, — все это должно понизить расходы по перевозке и хранению бензина.

Особенно необходимо обратить внимание на наш речной транспорт, который до сих пор для перевозки бензина совершенно не используется. Каковы бы ни были технические затруднения в этом отношении, они должны и могут быть преодолены.

Наконец, о себестоимости бензина на месте его производства. Трудно здесь заняться анализом этого сложного производства. Но нельзя не отметить, что за последние 4 года стоимость бензина не дала заметного снижения и даже в ближайшие годы серьезного снижения не предполагается.

Мы знаем и о ликвидации первобытного способа добычи нефти тартаньем, и о замене этого способа новейшими насосами, мы знаем о введении современных методов производства бензина путем "крекинг-процесса". Все это, однако, на стоимости бензина не отражается.

Если до сих пор эти нововведения еще, может быть, не могли дать снижения стоимости бензина в виду их новизны, то в ближайшие годы такое снижение должно произойти. О размерах возможного снижения должны сказать свое веское слово наши нефтяные тресты.

Ведь все же остается фактом, что отпускная стоимость бензина на месте добычи в Америке составляет 7,5 коп. за кг, а у нас 11,2 коп. за кг, т.-е. в 1½ раза дороже при самых современных методах добычи и производства.

Таким образом, наши весьма скромные пожелания сводятся к тому, чтобы в течение ближайших лет стоимость бензина была снижена: в части производства и транспортных расходов не менее, чем на 25%, в части акцизного обложения — на 50% а в общем снижение должно произойти на одну треть, с тем, чтобы отпускная стоимость бензина не превышала 18 коп. за кг.

Необходимое удешевление бензина не должно служить, однако, основанием для его расточительного расходования. Не нужно забывать, что запасы нефти вообще ограничены и что для нас бензин является подлинной валютой. И об этом советскому потребителю нельзя забывать.

Прежде всего — о мощности моторов. Для Америки, самой богатой страны в мире, владеющей самым дешевым бензином, излишек мощности, если даже он вызывает лишний расход горючего, все же окупается другими преимуществами. Мы же должны быть бережливее Америки, и потому экономичность работы моторов вновь проектируемых типов автомобилей должна играть особую роль.

Наконец, мы должны обратить внимание и на самих себя. Мы сами еще не научились экономно расходовать бензин. У нас часами работают автомобильные моторы вхолостую и без видимой надобности, а расход бензина зачастую превышает самые снисходительные нормы.

Поэтому, не дожидаясь снижения цен на бензин, необходимо принять все меры к тому, чтобы уже теперь снизить расход на горючее за счет большого внимания к эксплоатации автомобиля.

Инж. М. Бергман

Баку. Вид дороги на промыслах (1928 г.) Фото М. Титова