На Украине, как сообщает Госплан УССР в контрольных цифрах на 1928—1929 год, свыше половины дорожных сооружений требуют капитального переустройства, а изношенность шоссе и мостовых на дорогах достигает 65% от общего их протяжения.
На Украине имеется (без сельских) около 110 тысяч км дорог, из которых каменной одеждой покрыто лишь 4½ тыс. км. Так как изношенность шоссе достигает 65%, то всего на Украине около 2% шоссе и благоустроенных гужевых дорог — это в восемь раз меньше нормального соотношения между улучшенными и обыкновенными грунтовыми путями сообщения.
На ближайшие пять лет в УССР будет затрачено на улучшение дорог 225 млн. рублей. Из дорог 20% будет покрыто за счет использования трудового участия населения, В эти пять лет будут восстановлены дорожные сооружения, шоссе, мостовые с каменной одеждой и построено 1.500 км шоссе и усовершенствованных мостовых. В текущем году будет затрачено на улучшение дорожного хозяйства 30 млн. рублей, а учитывая труд и самообложение населения — около 50 млн. рублей.
Госплан УССР считает, что "наличие общественной организации — Автодора, и уделяемое ей внимание со стороны широких слоев пролетариата дают основание рассчитывать, что впредь улучшение дорожного хозяйства УССР будет проводиться более быстрым темпом, чем это было до сих пор".
Г. А. ДАЛМАТОВ
В УСТАВЕ Автодора есть один очень неприятный и, несомненно, обидный для нашего подрастающего поколения параграф. Строгим языком он безоговорочно заявляет, что "лица, не достигшие 18-летнего возраста, членами общества состоять не могут".
Этот суровый пункт автодоровского устава постоянно служит предметом ожесточенных "дискуссий" среди нашего подрастающего поколения.
К счастью, в настоящее время это положение обещает немного измениться. Пионером в этой области является ленинградское отделение Автодора, кажется, первое в СССР, протянувшее нашей молодежи руку подлинной организованной дружбы. По инициативе его в Ленинграде создана сейчас специальная сеть школьных групп "Юных друзей Автодора" об'единяющих исключительно молодежь в возрасте 12—19 лет.
Целесообразно ли это интересное начинание?
Лучшим ответом на этот вопрос служит тот несомненный под'ем, с которым взялась ленинградская молодежь за всю кропотливую и нелегкую автодоровскую работу.
Даже значительные материальные расходы, неразрывно связанные с этой работой, и то не смогли охладить ее горячий пыл.
В настоящий момент в Ленинграде имеется 5 групп юных автодоровцев, прикрепленных к трудовым школам ЛОНО. Добившись с помощью ленинградского отделения почти всех заманчивых прав автодоровского гражданства, новоиспеченные группы уже приступили к практической деятельности.
Как отрадный факт, необходимо отметить большую помощь, которую оказали молодым автодоровцам некоторые "взрослые" коллективы, радушно принявшие своеобразное шефство над своими юными сотоварищами по общественной работе.
Почин в этом деле принадлежит отзывчивым автодоровцам ленинградского откомхоза. В качестве общественной нагрузки они взяли под свое покровительство группу "Юных друзей Автодора" соседней с ними 41-й школы. Благодаря такой дружеской поддержке молодые автодоровцы школы получили сейчас долгожданную возможность наладить у себя сравнительно регулярную авто-учебу. Руководит ею специальный инструктор, которого заботливые шефы прикрепили к группе вместе с учебной машиной.
Близорукие "прорицания" некоторых скептиков, опасавшихся неблагоприятного влияния сложной автодоровской работы на академическую успеваемость учащихся, разбиты полностью. Наоборот, по авторитетному мнению видных педагогов-общественников, многообразная деятельность нового общества может принести школьникам очевидную пользу. Увлекая романтикой автомобилизации, она будет превосходно отводить их податливую избыточную энергию от нездоровых развлечений и хулиганства. давая им взамен ценные трудовые навыки.
К сожалению, школьная администрация оказывает Автодору пока еще очень мало содействия, равнодушно оставаясь в стороне от самодеятельности молодежи. Печальному примеру ее следуют и некоторые комсомольские организации, участвующие в автодоровской работе, главным образом, на бумаге.
Теперь еще рано, конечно, подводить какие-либо итоги этой интересной затеи, начатой ленинградским отделением Автодора. Будущее лучше всего определит, хватит ли у новообразованных групп сил для самостоятельного существования.
Пока же можно смело утверждать, что почин Ленинграда уже нашел себе должное оправдание в том энтузиазме, который проявляют почти все молодые автодоровцы.
Во всяком случае, независимо от результатов ленинградского опыта, многообещающая проблема юношеского автодоровского движения заслуживает самого серьезного внимания и сочуствия, а также широкого подражания.