ДОЛЖНЫ ли органы здравоохранения и медицинские работники остаться в стороне от той мобилизации общественных сил, которую проектирует Автодор в мае этого года?
Ни в коем случае. Если дороги — пути к культуре, то не в меньшей мере они выполняют роль путей к санитарной культуре. Если бездорожье в городах и особенно в деревнях затрудняет общую советскую работу, то еще больше оно затрудняет деятельность органов здравоохранения и медицинских работников. Если бездорожье вообще больно отражается на населении, то еще больше страдают от него больные, лишающиеся вследствие бездорожья медицинской помощи.
Вот почему органы здравоохранения и медицинские работники должны быть не в последних, а в первых рядах борцов с бездорожьем.
Чем могут они помочь в предстоящую "Неделю Автодора"?
Конечно, бюджет здравоохранения чрезвычайно ограничен. Однако, при всей ограниченности средств здравотделов, они могли бы, с разрешения исполкомов, выделить хотя бы небольшие средства в помощь "неделе". А ведь из этих скромных средств, выделяемых отдельными ведомствами и учреждениями, сложится тот фонд, который послужит основанием для развертывания самодеятельности и самопомощи населения. Ибо нет, буквально, ни одного ведомства и ни одного учреждения, которое кровно не было бы заинтересовано в дорожном деле.
Сумма этих скромных отчислений представит собой то зерно, вокруг которого разрастется помощь самого населения деньгами или трудом. Вот почему не надо презрительно морщить носа даже перед очень скромными пожертвованиями.
Но еще больше медицинские работники могут помочь моральной поддержкой. В предстоящую "неделю" они должны стать самыми активными пропагандистами и агитаторами. Ибо, если каждый товарищ, где бы он ни работал, может немало сказать против бездорожья и в пользу "недели", то, пожалуй, самые разительные примеры могут привести медицинские работники из своей области.
Поэтому в организациях, созданных на местах для проведения "недели", медицинские работники должны явиться застрельщиками и инициаторами.
Нужно твердо помнить одно: лишь совместными усилиями всех учреждений, организаций, всех работников города и деревни можно покончить со злом бездорожья и перевернуть новую страницу хозяйственного и культурного развития страны.
Нарком Здравоохранения Н. Семашко
ЦЕНТРАЛЬНАЯ комиссия по проведению "Недели Автодора" разработала ориентировочную программу проведения "недели", которая, в зависимости от особенностей местных условий, может изменяться и дополняться. Центральная комиссия при этой обращает внимание отделений Автодора на следующие основные принципы проведения "недели".
Необходимо наиболее широко использовать местную прессу, радио, специальные листовки, обращения к населению и т. д.
Для успешного выполнения работ по ремонту и постройке мостов следует немедленно же точно наметить об'екты этих работ в районе каждого коллектива, выяснить нужное для каждого моста количество лесных материалов и договориться с местными лесными органами об отпуске их без соблюдения правил о сроках подачи заявок.
Ввиду недостатка в железе центральная комиссия предлагает договориться с соответствующими учреждениями (ГСНХ, НКПС и т. д.) об отпуске для дорожных работ старого железного лома: болтов, скоб, костылей, рельс и т. п., которые могут быть использованы при постройке и ремонте мостов и труб.
Для снабжения коллективов необходимыми денежными средствами нужно привлечь к участию в проведении "недели" все местные учреждения и организации, заинтересованные в улучшении дорог: кооперативы, сельско-хозяйственные, мелиоративные, машинные, кредитные и другие товарищества, артели, совхозы, колхозы, заводы, фабрики и проч., предложив им ассигновать некоторые денежные суммы.
На последнем заседании центральной комиссии обсуждались практические предложения, внесеннные наркоматами, и вопросы участия в "Неделе Автодора" органов печати.
В результате обмена мнениями центральная комиссия постановила включить в программу "недели" все внесенные наркоматами поправки и дополнения, в срочном порядке подготовить к печати переработанную программу, техническую инструкцию и распоряжения наркоматов и просить последних популяризировать значение "Недели Автодора" в своей ведомственной прессе. Отделениям Автодора предлагается связаться с сельсоветами и комит. взаимопомощи и привлечь их к участию в проведении "недели".
СЕКЦИЯ агитации и печати наметила к "Неделе Автодора" выпуск ряда брошюр по вопросам дорожного строительства. Будут выпущены брошюры "Простейшие дороги", "Грунтовые дороги", "Уход за дорогами и ремонт их", "Значение дорог в сельском хозяйстве", "Дорога и кооперация", "Простейшие мосты", "Трактор в дорожном деле", "Простейшие дорожные машины", "Материалы и инструменты, применяемые в дорожном деле", "Дорога и оборона страны". Об'ем каждой брошюры — 2 печатных листа, тираж — 50.000 экз.
Кроме того, отдельной брошюрой будет выпущена программа проведения "Недели Автодора", инструкция и два дорожных агитационно-технических плаката: устройство простейших мостов и дорог.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВСНХ СССР. тов. Куйбышев, подписал приказ по ВСНХ, в котором придавая большое значение успешному проведению "недели", в особенности в связи с решением правительства о постройке мощного автомобильного завода, рекомендует всем подведомственным ВСНХ СССР торговым, промышленным и производственным предприятиям принять активное участие в проведении "недели".
В приказе отмечается необходимость оказывать содействие организаторам "недели" на местах путем принятия шефства над определенными участками дорог (в первую очередь над примыкающими непосредственно к предприятиям) с предоставлением для строительных и ремонтных дорожно-мостовых работ тракторов, машин, а также материалов не нужных для производственных и строительных целей предприятий. Помимо этого в приказе указывается на необходимость предоставления для демонстраций тракторов, автомобилей и дорожных машин, выделения лекторов из среды специалистов для проведения собраний, докладов и пр.
ВСНХ Союзных республик предложено сделать соответствующее распоряжение по подведомственным им отраслям промышленности.