"За рулем", №10, май 1929 год, стр. 7
А.СУШИНИН
ВОДНЫЕ пространства нашей страны пользуются вниманием общественности, лишь как место спорта и, главным образом, плавания. Между тем в народном хозяйстве особенно велика роль их, как хороших путей сообщения.
В заграничных городах, расположенных у морей, рек, озер, бросается в глаза оживленность водной поверхности. Вы видите бесчисленное количество самых разнообразных моторных лодок, снующих по разным направлениям. Пригородное сообщение с ближайшими селениями, экскурсии для отдыха, спорт, рыбная ловля, перевозка грузов, буксировка барж — все выполняется при помощи моторной лодки. Вода является наиболее удобным и дешевым путем сообщения. Двигатель внутреннего сгорания позволил здесь широко использовать все выгоды водного пути.
Иначе обстоит дело в Советском Союзе. Мы не любим воды, не пользуемся водой. как средством транспорта.
Моторная лодка позволяет произвести и массовую перевозку пассажиров, и перевозку больных, транспорт грузов, буксировку барж, установить быструю, надежную связь (глиссеры), дает большие возможности для туризма и спорта.
Премированный глиссер. Из проектов представленных на конкурс глиссеров 1928 года премирован глиссер тов. Елагина из Тамбова (премия 150 руб.). Спортивный глиссер тов. Елагина двухместный, деревянный. Корпус глиссера сделан из реек и обшит проолифенной и окрашенной с обеих сторон фанерой. Длина корпуса 4 м, ширина — 1 м, высота — 0,3 м. Реданов 2, высота их 0,1 м. Мотор "IAP" в 8 лош. сил установлен на 4 дюралюминиевых трубках, к концам которых вставлены стальные трубки. К этим трубкам прикрепляется мотор. Вес глиссера с мотором 95 кг, с полной нагрузкой — 240 кг. При испытании глиссера на реке Цне, он показал скорость в 28 км в час.
По условиям конкурса Автодор имеет право строить такие глиссеры в своих организациях.
В военном флоте только мотор создал торпедные катеры со скоростью 90—95 км в час, вооруженные торпедами и являющиеся опасным врагом больших крейсеров и линейных кораблей.
Рыбаки, охотники за водяным зверем и птицей, имея моторную лодку, могут значительно облегчить свой труд и увеличить добычу.
Специальные виды моторных лодок могут работать на мелководьи (глиссеры с воздушными винтами, лодки с полупогруженными винтами), используя для транспорта водные пространства, недоступные для других судов.
Географические условия нашего Союза особенно благоприятны для развития водно-моторного дела. Вот почему советская промышленность, общественность и Автодор должны обратить серьезное внимание на создание советского лодочного мотора.
Разнообразные типы лодок существующие за границей, требуют и разнообразных моторов. Нам для начала необходимо остановиться лишь на одном-двух типах моторов, так как только с внедрением моторной лодки в жизнь страны появится потребность в других типах.
Сейчас необходимым основным типом следует считать подвесной мотор, который может быть приспособлен к любой существующей лодке и, следовательно, не повлечет затрат на постройку корпусов. Этот тип универсален и дает возможность получить большие скорости. Такой 3—4-сильный двигатель весом в 20—25 кг, простой конструкции, надежный в действии, не требующий большой квалификации для обслуживания найдет сбыт в тех кругах населения Союза, которые пользуются лодкой. как средством передвижения или орудием производства. Такой же двигатель с двойной мощностью (2 цилиндра) применим для небольших грузовых лодок и пассажирских с грузопод'емностью в 30—40 человек.
Промысловые суда — грузовые и пассажирские, нуждающиеся в более мощном моторе, чем подвесной, могут применить или нефтяные моторы или автомобильные и тракторные двигатели, соответственно переделанные. Нефтяные моторы используя наиболее дешевое топливо (нефть в 2½ раза дешевле керосина) при пониженном расходе его значительно уменьшают эксплоатационные расходы. Нефтяные моторы мощностью до 40 сил с запальным шаром, просты по конструкции, надежны, дешевы. Их строят некоторые наши заводы (Мотовилиха в Перми, Ижорский завод в Колпино и др.). За границей, особенно в Скандинавии, они широко распространены.
Автомобильные и тракторные моторы при условии некоторой их переделки (масленая система, охлаждение, замена коробки скоростей реверсивной муфтой, перевод для работы на керосине) могут быть с успехом поставлены на лодках. Но все же в дальнейшем необходимо иметь в виду развитие судового мотора, как мотора нефтяного, по типу быстроходных дизелей, которые уже начинают находить применение на автомобилях.
Развитие водно-моторного транспорта требует значительно меньших затрат на оборудование путей, чем развитие автомобильного транспорта. При нашем бездорожьи водный транспорт должен быть использован максимально.