ЗА РУЛЕМ, №10, 1929 год. АВТОМОБИЛИ ПОМОГУТ УВЕЛИЧИТЬ ЭКСПОРТ

"За рулем", №10, май 1929 год, стр. 8

С. ВИХРОВ

АВТОМОБИЛИ ПОМОГУТ УВЕЛИЧИТЬ ЭКСПОРТ

АМЕРИКА не потому имеет много автомобилей, что она богата, а она потому богата, что в ней много автомобилей, — говорит Форд в известной книге "Моя жизнь, мои достижения".

Нисколько не ошибемся и мы, если скажем: "Мы потому мало экспортируем товаров, что у нас нет автомобилей".

В самом деле, можно ли увеличить наш экспорт за счет применения авто-транспорта на заготовках сырья?

Этот вопрос заслуживает особого внимания со стороны автодоровской общественности и экспортных работников. Директивы партии и правительства указывают на необходимость максимального расширения экспорта для получения иностранной валюты, фабрично-заводского оборудования, машин и пр.

О преимуществах автомобильного транспорта на заготовках сравнительно с гужевым (ускорение товарооборота, удешевление транспортных расходов и пр.) говорить не приходится; рассмотрим, какой эффект, в смысле получения валюты, даст применение автомобиля.

Одним из трудных моментов в деле заготовок некоторых видов экспортного сырья является работа в глубинных пунктах.

Радиус заготовок утильсырья (тряпья, костей и пр.) по последним данным Наркомторга СССР не превышает в среднем по Союзу 10 км от железных дорог или водных путей сообщения. При этих условиях в прошлом 1927/28 году утильсырья, заготовленного среди сельского населения, за покрытием внутреннего спроса, было экспортировано на сумму около 1.750 тыс. р.

А при наших огромных источниках утильсырья (в настоящее время по подсчетам экономистов используется только 20%), применив для перевозок автомобили и увеличив этим радиус заготовительных действий хотя бы в два раза (это возможно даже при существующих дорогах), мы могли бы, примерно, во столько же раз увеличить количество заготовляемого сырья и валютной выручки.

У нас ежегодно остаются неиспользованными в горах Дагестана около тысячи тонн экспортных яблок только потому, что из-за частой эпидемии чумы скота и опасения перенести заразу с лошадей на товар перевозка яблок гужевым путем запрещается.

Введение автомобильного транспорта даже при существующих дорогах позволило бы нам этот товар вывезти за границу и выручить за него до 200 тыс. рублей валютой.

Если в заготовках утильсырья — кишек и других товаров — автомобиль является средством для работы в глубинных пунктах, то на заготовках, например, масла, этот транспорт сыграл бы другую исключительно важную роль.

Наше масло на заграничном рынке расценивается теперь в среднем в 80 баллов — исходя из времени нахождения товара в пути от места заготовок до места реализации; поэтому, если хотя-бы четверть экспортируемого масла можно было перевозить в автомобилях, то по скромным подсчетам по одному лишь Госторгу можно было бы за счет улучшения качества увеличить валютную выручку на 35 тыс. рублей.

То же самое можно применить и к другим скоропортящимся товарам — фруктам, яйцам и пр.

Автомобиль может помочь экспортерам и на других участках их деятельности.

По данным, например, зерногосторга, довоенная Россия являлась главным поставщиком на мировом рынке по поставке люцерны (семя), произраставшей в районе Чамбай Каракалпакской области. Из этого района через германскую фирму "Крафт" вывозилось за границу 4 тыс. т люцерны на сумму до 4½ млн. рублей. Мы же экспортировали в 1928/29 г. лишь на 30 тыс. рублей, а в 1928/29 году на 75 тыс. руб.

Специальное обследование установило, что одной из главных причин слабого восстановления экспорта люцерны служит отсутствие надлежащих средств транспорта.

Вывоз люцерны в настоящее время зависит от наличия верблюдов и состояния воды в арыках, по которым она транспортируется.

Несмотря на то, что товар этот исключительно сезонный и требует самого короткого срока вывоза, нам приходится каждый раз считаться с климатическими условиями, а иногда даже с настроениями крайне беспечных туземных племен — казахов, которые часто при перевозке этих срочных грузов застревают со своими верблюдами в оазисе, где они неделями остаются наслаждаться природой.

Чамбайский район соединяется с железной дорогой тремя путями: вьючным — на Казалинск, водным — на Аральское море по каналу Чамбак-Ак-Бугут и на Кзыл-Орду, связь с которым поддерживается по безлошадному пути на автобусах.

Если бы мы здесь применили в широких размерах авто-транспорт, нам удалось бы быстро расширить экспорт этого товара. Это дало бы помимо валюты возможность скорее добиться культурной обработки люцерны и догнать довоенные размеры ее экспорта.

Подобных примеров можно привести еще не мало. Но и этих, правда ориентировочных данных (пусть экономисты-экспортеры подсчитают!), дающих возможное резкое увеличение экспорта, вполне достаточно для того, чтобы и по линии заготовительно-экспортной отрасли народного хозяйства со всей решительностью поставить вопрос о применении авто-транспорта, хотя бы за счет его импорта. Валютные затраты будут с избытком покрыты выгрузкой экспорта.

Нам необходимо тщательно изучить: районы заготовок экспортных товаров с точки зрения их товарности и дорожного хозяйства, рентабельность применения отдельных средств транспорта, и на основании этих данных немедленно импортировать необходимое количество автомобилей, применяя их в первую очередь в тех районах или при перевозке тех товаров, которые немедленно же создадут новые необходимые нам валютные ценности.