"За рулем", №10, май 1929 год, стр. 12-13
Н. БЕЛЯЕВ
1—15 мая 1929 года
УЛУЧШИЛИСЬ ли наши непроезжие дороги и увеличилось бы количество автомобилей в стране, если бы не было Автодора?
По этому поводу у нас нет никаких сомнений. И то, и другое улучшилось бы, так как жизнь этого настоятельно требует. Весь вопрос только в том, в какой срок.
Срок есть величина, для уменьшения которой создалось общество Автодор. Вопрос о темпе есть вопрос о смысле существования Автодора.
Наша отсталость до того чудовищна, наши потребности настолько огромны, что только исключительно энергичный, почти бешеный темп работы может им соответствовать.
Имеется ли этот темп прежде всего в работе самого общества?
Рост общества в целом и активность его членов весьма значительны, но не везде одинаковы. В одних местах лучше, в других хуже. Наилучшим подстегивающим средством для усиления работы и выявления отстающих участков являются смотры, отчеты, соревнования ячеек и отделений. На местах в этом направлении начали проявлять собственную инициативу. Вот, например, Тихорецкое отделение Автодора, насчитывающее 1.300 членов (довольно большое количество для данного отделения), вызвало на соревнование другие отделения общества Северо-Кавказского края с тем, чтобы подвести итоги на краевом с'езде.
Пример Тихорецкого отделения представляет несомненный интерес и для других отделений. Нужно организовать широкую волну соревнований и перекличек между отдельными ячейками и отделениями общества. На основе районных и областных соревнований Центральный Совет общества должен проработать вопрос и о соревновании в общереспубликанском масштабе.
Конкурс на лучшую ячейку и лучшее отделение послужит прекрасным средством для повышения активности работы общества.
У НАС МНОГО говорят о нехватке инженеров для развертывания будущей грандиозной авто-промышленности.
Выработаны специальные меры для расширения автомобильных факультетов в тех втузах, где они имеются, и открытия отделений там, где их нет. Словом, к вопросу подготовки кадра будущих инженеров проявлено много внимания.
Но обращаем ли мы внимание на подготовку молодых инженеров, кончающих сейчас втузы и желающих работать по автоспециальности?
Если притти в Автотрест и спросить, сколько молодых инженеров-автомобилистов им сейчас нехватает и сколько понадобится в будущем, то ответ будет искренне огорченным: "нужны, очень нужны люди, не можем найти специалистов, нехватает квалифицированной молодежи".
Но вот живой, молодой инженер тов. Хватков, кончающий Ленинградский политехникум — автодоровец и комсомолец, взял дипломную работу по электрооборудованию автомобиля. Тов. Хватков правильно решил для дипломной работы взять живую производственную тему.
Автотрест производит контрактацию будущих инженеров. В его прямых интересах дать оканчивающим инженерам конкретные задания для разработки, и авансом бесплатно получить ряд нужных и ценных работ. Автотрест этого не только не делает, но даже не считает нужным ответить, когда у него об этом специально запрашивают. Инженер Хватков и факультет обращались в Автотрест и в феврале и в марте. Трест хранит молчание. Тов. Хватков обращается в Автодор и в редакцию "За Рулем" за помощью. Нам кажется, что случай с тов. Хватковым указывает на важный, принципиальный вопрос. Необходимо немедленно выяснить количество студентов, кончающих сейчас втузы по автомобильной и дорожной специальности и дать каждому из них конкретное задание для того, чтобы они заранее специализировались в определенной области. Мы ждем, что Автотрест выскажет свое мнение по этому безусловно важному и интересному вопросу.
ДОЛЖЕН-ЛИ хороший автодоровец обладать драматическим талантом? Над этим вопросом сейчас мучительно думают автодоровцы поселка Пушкино под Москвой.
В октябре прошлого года в этом поселке организовался коллектив Автодора. О селе Пушкино мы как-то уже писали в журнале "За Рулем", как о наиболее показательном месте для работы Автодора. Село это находится всего в одном километре от прекрасного шоссе, идущего от Москвы. Но... километр этот в ужасном состоянии и если бы с'организовать инициативу местных жителей и улучшить дорогу от поселка к шоссе, то жизнь там резко бы изменилась, можно было бы пустить автобусы из Москвы и пр. В этом поселке летом живут дачники и средства легко бы нашлись. Для работы ячейки Автодора открывалось широкое поле.
Инициаторы коллектива наметили план работы и докладов населению об Автодоре, а в виду отсутствия средств решили устроить спектакль.
В волполитпросвете, куда ячейка обратилась за разрешением, их долго расспрашивали об Автодоре и, наконец, завполитпросветом положил длинную и мудрую резолюцию: "Постановки не разрешаю, как неоформленную художественную работу по положению ГПП и оформления определенного кружка и прикрепления его в работе при ПП учреждении. К постановке данный коллектив допущен быть не может". Автор этой резолюции раз'яснил, что кружок Автодора должен прикрепиться к драмкружку при нардоме, а средства, полученные от спектакля, должны поступить в нардом и расходоваться по его усмотрению. Члены коллектива спорили, горячились, но чтобы не развалить коллектива решили прикрепиться к нардому. Тот же председатель волполитпросвета и тут кладет на соответствующем заявлении мудрую резолюцию. Все члены данного кружка должны оказывается подавать индивидуальные заявления. Прием будет произведен в зависимости от драматических талантов.
Бедный километр непроезжей дороги от Пушкина до шоссе! Суждено тебе, видно, еще долго пребывать в непроезжем состоянии. Драматические таланты отдельных членов коллектива Автодора пышно расцветут в нардоме. Проходящее же в одном километре шоссе будет попрежнему недоступно, и воздух все так же будет оглашаться некультурным "матом" крестьян, ломающих колеса и калечащих ноги лошадей.
БОБРУЙСКОЕ окружное отделение Автодора купило в прошлом году в минском автоуправлении один автобус "Штеер" с кузовом АМО на ходу и уплатило за него 18.500 руб. наличными.
В этом году мы купили через автоуправление 2 автобуса системы "Штеер" с кузовом АМО и стоят они 40.805 руб. Получили "предварительный расчет" — часть наличными и часть в кредит. Начали мы читать "расчет" и просто не поверили: прочитав несколько раз, мы убедились, что здесь дело неладно, и мы протестуем против такого "содействия" автомобилизму в нашей стране. Вот этот расчет:
1. Вся сумма стоимости 2-х автобусов — 40.805 р. — 100%
2. 2 шасси с принадлежностями стоят — 6.095.35 долларов или по курсу 1,145 — 11.855 р. 45 к.
3. Стоимость 2-х шасси со всеми расходами до границы — 15.000 р.
4. Стоимость кузовов АМО — 17.000 р.
Потом начинается целая серия %% и комиссий, которые пополняют, исключая стоимость резины в 4.000 р., всю остальную сумму.
Особенно бросается в глаза недопустимая комиссия Госторгу за стоимость, кузовов, заказанных... в СССР, в Автотресте. Неужели нельзя было это сделать без Госторга и не платить 3%; а если даже и необходимо только через него, — нельзя ли за это брать поменьше %%.
Несмотря на то, что Белгосторг и автоуправление оба находятся в одном и том же городе Минске и довольно солидные организации, они друг другу не доверяют и требуют обязательно к выдываемым векселям гарантию банка, а банк берет за это 1¼ комиссии.
Несмотря на то, что в расчете все уже предусмотрено вплоть до комиссии Автоуправлению в 1% (против чего мы не возражаем) мы имеем статью — "непредвиденные расходы" в 500 руб. На вопрос, что это за расход, нам отвечают, что это "будет со временем расшифровано".
Как-будто все "предвидено", даже "непредвиденные расходы". Но, нет, в конце расчета имеется дополнительное указание следующего содержания: "Оставляем за собой право дебитировать ваш счет на дополнительные расходы по пред'явлению таковых нам Госторгбелом". Этого мы уже совсем не понимаем. Где же конец, где же рамки расходов, комиссий, процентов?
В счет наличности нами было раньше переведено по требованию Автоуправления 15.000 р., при присылке расчета уплочено 2826 руб., а всего наличными 17.825 р.
Послали мы векселя, но дело обостряется: нужна гарантия банка к векселям. Мы спрашиваем: зачем она вам, ведь мы же никуда не убежим с автобусами, ведь это же опять проценты и комиссии. Ничего не помогает. Угрожают невыдачей машин.
Нам кажется, что расчет сам говорит за себя и за то, что дело развития автомобилизма в нашей стране еще не всеми осознано. И процентики, и комиссии, и недоверие без гарантии, при отсутствии всякой боязни за неуплату, — все это ложится бременем на молодое развивающееся автомобильное дело.
Нельзя пройти мимо и факта медлительности изготовления кузовов на заводе АМО. Там не мешает ускорить процесс одевания кузовов, чтобы капитал и машины не лежали бы так долго без использования.
Изложив все это, мы считаем своим долгом протестовать при помощи журнала "За Рулем" против такой "поддержки" автомобилизации страны и просим принять соответствующие меры.
Зам. предправления Бобруйского Окружного
Отделения Автодора ДАРЕВСКИЙ
От редакции. Помещая письмо Бобруйского окружного отделения, редакция присоединяется к их недоумениям по поводу таких способов "содействия" автомобилизации и ждет раз'яснения от соответствующих органов.