ЗА РУЛЕМ, №10, 1929 год. СМЕРТЬ КАРЛА БЕНЦА

"За рулем", №10, май 1929 год, стр. 14-15

СМЕРТЬ КАРЛА БЕНЦА

Толпы народа приветствуют Карла Бенца, проезжающего на одной из своих первых машин

7 АПРЕЛЯ этого года скончался первый изобретатель, конструктор и фабрикант автомобиля, д-р Карл Бенц.

Покойный родился в 1844 году в маленьком городке Карлсруэ, в семье механика-машиниста, работавшего на железнодорожной ветке Мангейм-Гейдельберг и погибшего во время катастрофы.

Карл Бенц, окончив к 20 годам политехникум, поступил рабочим на машиностроительную фабрику. Уже в то время он задумывался над созданием "... телеги, которая бы двигалась без помощи лошадей, как поезд по рельсам, но без рельс и по улицам", — так он пишет в своей автобиографии. Он разработал что-то в роде уличного локомотива, правда, только на бумаге. На осуществление проекта не было ни денег, ни возможностей.

В продолжение последующих нескольких лет Бенц работает сначала в техническом бюро фабрики кранов и центрофуг, а затем по мостостроению. Постепенно он создает в Мангейме собстренное, очень небольшое техническое дело. Откупив у одного своего приятеля велосипед, грубую и нескладную машину того времени, он с увлечением принимается за ее изучение и приступает к разработке давно зародившегося проэкта. После долгих попыток и упорной работы, он создает трехколесную машину (позднее модель эта была запатентована).

К этому времени дело его расширяется и превращается в механическую мастерскую по производству газовых моторов и, главным образом, им самим сконструированного и усовершенствованного двухтактного мотора, имевшего большой успех. Осуществить свой проект постройки трехколесных моторных экипажей ему не удавалось, так как компаньон, субсидировавший предприятие деньгами, упорно считал этот проект нелепым и абсурдным. Начинаются дрязги и споры, приводящие к полному разрыву и выступлению компаньона из дела. После долгих поисков финансовой поддержки, Бенц находит ее в лице купца Розе. Создается фабрика газовых моторов под фирмой «Бенц и К°". Однако новый компаньон категорически отказывается поддержать "нелепую затею" Бенца, предпочитая ей выгодное и верное дело производства моторов.

Дело быстро расширилось, так что Бенц без посторонней помощи смог в 1884 году приступить к разрешению своей задачи. Но на пути встали такие трудности, преодоление которых стоило больших сил. Изобретатель был убежден, что маховое колесо мотора, работающее в вертикальном направлении имеет такую силу инерции, при которой управление машиной будет чрезвычайно затруднительно. Поэтому первые авто были снабжены горизонтально расположенным маховым колесом, на которое позднее сам изобретатель не мог взглянуть без смеха. Мотор — главная часть машины — был одноцилиндровый и расположен в лежачем положении. Число оборотов достигало 250 в минуту и вся сила мотора составляла 2—3 лош. силы.

Большое значение для этого мотора имело зажигание. Сначала оно производилось при помощи Бунзеновской хромокислой батареи, позднее при помощи маленькой динамки, еще позднее — при помощи элементов, выписанных из Парижа. Небезынтересно отметить, что мотор был с золотниковым устройством. Всасывание газовой смеси производилось через золотниковую коробку, выхлоп же — через клапан. Подставка машины была из согнутых паровых тонких труб и на этой подставке, теперь носящей название шасси, на маленькой скамеечке был укреплен мотор таким образом, чтобы доступ к нему был возможен со всех сторон.

Колеса Бенц сделал у себя в мастерской, обода заказал фирме Клеер во Франкфурте.

Попытки езды на машине относятся к 1885 году. Многое в ней было переконструировано, не мало времени потрачено на овладение управлением.

Проехав около 100 м машина стала. Пришлось снова взять ее в мастерскую. Однако, через некоторое время препятствие это было преодолено и жители города были не мало удивлены появлением странного экипажа на улицах. Машина делала 16 км в час, возвращалась она из поездки без помощи лошадей. Велосипедные резиновые шины были заменены шинами, применявшимися в экипажах. Правда, она имела только одну скорость и ее надо было толкнуть, чтобы она двинулась, но все же самое важное было сделано.

Первая машина с некоторыми усовершенствованиями и изменениями и сейчас находится в Мюнхенском музее. Модель машины Бенца была выставлена на Мюнхенской индустриальной выставке в 1888 году и Бенцу было разрешено ездить на ней ежедневно в течение 4 часов по улицам города.

Карл Бенц незадолго до смерти

Несмотря на всеобщее внимание, восхищение, а также на полученную золотую медаль, покупателя на эту машину не находилось. Она была выставлена в Париже, но затерявшись между экипажами, успеха не имела. Однажды явился на фабрику Бенца некий Рожер, покупатель его стабильных моторов, с предложением купить машину. Позднее эта машина была им перепродана фирме Левасор, которая взяла ее, как образец для своих машин. Вскоре нашлись покупатели из Англии и Америки. В Германии охотников пока не было.

Усовершенствование машины шло большими шагами. Горизонтальное положение маховика уступило место вертикальному; из трехколесной она стала четырехколесной; мотор в 3 лош. силы был заменен 3½ и, наконец, 12 л. с. Появилась коробка скоростей и пневматические шины, усовершенствовалась передача. Первые модели "Викторина" и "Комфортабль" постепенно завоевывали все больший контингент покупателей, даже в Германии.

"Я могу смело сказать", — говорит Бенц в своей автобиографии, — "что я первый создал автомобиль и преодолел трудности, связанные с его внедрением в жизнь". Действительно, д-р Карл Бенц являлся пионером автостроения и был увлечен его дальнейшим развитием до последних дней.

Е. Г.