ЗА РУЛЕМ, №10, 1929 год. АВТОБУСЫ ТРАМВАЙНОГО ТИПА

"За рулем", №10, май 1929 год, стр. 18

АВТОБУСЫ ТРАМВАЙНОГО ТИПА

ШИРИНОЙ своих улиц современные города все меньше способны удовлетворять нарастающей потребности в пространстве для бесперебойного уличного движения. Никакие законоположения не в состоянии привести уличное движение в порядок и уничтожить постоянно наблюдаемые "пробки".

Основной причиной затрудненности движения является трамвай, занимающий под рельсовый путь лучшую, среднюю часть улицы и оттесняющий другие виды сообщения в промежуток между рельсами и тротуаром.

Для освобождения улиц многие большие города устроили подземные железные дороги, но и они, несмотря на наличие в этих городах таксомоторного и автобусного транспорта, все же не смогли полностью заменить трамвай. Так, в Лондоне и Париже трамвай снят только в некоторых местах города. В ряде небольших германских городов в последнее время трамвай убрали совершенно, заменив автобусами. Однако, в большинстве случаев, такие решительные меры не удаются, хотя бы даже и потому, что городским хозяйствам не так легко отказаться от всей трамвайной установки, воздушной сети и пр.

В поисках способа сообщения, который, с одной стороны, питался бы током центральной электрической станции, а с другой — не был бы связан с жестким рельсовым путем, пришли к применению автобусов трамвайного типа (троллейбусов). Система эта уже не новая, но она получила развитие только недавно.

Троллейбус представляет собой автомобильное шасси с монтированным на нем электромотором, питающимся током от воздушной электро-сети. Передача тока от сети к мотору осуществляется двумя штангами. Токопринимающие штанги в настоящей время выполняются настолько хорошо, что возможность соскальзывания их с электрической сети на кривых почти совершенно исключена.

Воздушная сеть троллейбусного сообщения

Благодаря отсутствию рельсового пути, служащего в трамваях для отвода тока, необходимо дополнение воздушной сети добавочным проводом. Такая переделка по английским данным обходится около 6 тыс. руб. за км.

Шасси троллейбусов делаются двух и трехосные с обычными кароссери автобусного типа, одно и двухэтажными. Вес трехосного двухэтажного троллейбуса, вмещающего около 60 пассажиров, составляет при 60-ти сильном моторе около 8 т. Моторы обычно питаются током напряжением в 500 вольт. Передача от электромотора к диференциалу осуществляется непосредственно через кардан. Тормоза большей частью устраиваются на все колеса; кроме того, хорошим тормозом служит и сам электромотор. Максимально-развиваемая скорость доходит до 50 км в час.

Благодаря простоте привода и ровности хода, срок службы троллейбусов очень велик. Расход на резину у них меньше, чем у автобусов. Кроме того, троллейбусы имеют перед автобусом преимущество — отсутствие выхлопных газов, что имеет значительное санитарно-гигиеническое значение.

Шестиколесный двухэтажный троллейбус, фирмы "Рансом, Симс и Джефрис".

В пользу троллейбусного сообщения говорит и то весьма важное обстоятельство, что управление ими, не отличающееся от трамвайного, не вызывает необходимости в переучивании вагоновожатых. Район действия троллейбусов, совершенно не требующих пополнения запасов энергии, ограничен только распространением воздушной сети.

Конечно, вопрос выбора того или иного типа городского сообщения очень сложен и не может быть решен только внешними признаками удобства. Первостепенную роль играют экономические факторы, которые могут быть определены только тщательным изучением всех видов транспорта. Вопрос о применении троллейбусов у нас заслуживает, во всяком случае, внимания и обсуждения.

С. Т.