ЗА РУЛЕМ, №10, 1929 год. МИРНАЯ ВОЙНА

"За рулем", №10, май 1929 год, стр. 19-20

МИРНАЯ ВОЙНА

Письмо из Лондона

ВРЕМЕНА разбойников и грабителей большой дороги прошли, но стали-ли страны "культурнее", безопасна ли жизнь граждан современного государства, ушли ли "разбойники" с больших и малых дорог...

Если раньше жители погибали, главным образом от воды, огня или животных, то сейчас в культурном государстве жертв оказывается не меньше.

Сотни людей гибнут не столько от огня, сколько от паники: опасность на море уменьшилась для пароходов-гигантов (и то условно), но гибель десятков малотонных судов регистрируется ежегодно. Прибавились такие опасности, которые десяток лет тому назад или вовсе не были, или существовали в зародыше.

Если оставить в стороне опасности производства, все вместе взятое ничто по сравнению с выросшей новой опасностью, жертвы которой уже исчисляются миллионами.

— Это жертвы безрельсовых дорог. И чем страна культурней, чем богаче она дорогами, чем они лучше, тем больше жертв на этих дорогах. Это звучит как парадокс!

* * *

В Англии одно ранение приходится на каждые 30 тыс. автомобилей, и одна смерть — на 2½ млн. автомобильных англ. миль. Цифра как-будто не особенно большая, но в результате на первоклассных дорогах одной Англии мы имеем убитыми и так или иначе искалеченными 180 тысяч человек ежегодно. Цифра имеет стремление из года в год повышаться.

Это — мирная моторная война и по количеству участвующих и по количеству жертв.

Почти 500 человек в день, или иначе около 0,4% всего населения делается ежегодно жертвами дорог.

В Англии протяжение дорог — 178 тысяч англ. миль, и каждая миля дает ежегодно одного раненого.

Чем больше машин, чем они мощнее и быстроходнее, тем больше жертв среди пользующихся машинами и среди вытесняемых с дорог пешеходов.

Безопасность на дорогах приобретает характер государственной проблемы. Эту проблему нельзя разрешить законодательными актами — они мало действительны. Нельзя также ограничивать право пользования авто-машинами, тем более, что стоимость авто-транспорта Англии определяется приблизительно в 5 миллиардов рублей. В неограниченном развитии авто-транспорта кровно заинтересованы мощные отрасли промышленности.

Редкий дорожный снимок. Помещаемая фотография снята в Лондоне 31 декабря 1928 года. На одной из самых шумных улиц города, на которой очень развито автомобильное движение, фотограф, поместившись на "островке безопасности", в течение нескольких минут держал аппарат против движения автомобилей.

Вследствие быстрой езды автомобилей сами машины, конечно, не фиксировались на пластинке, но свет бросаемый рефлектором, оставлял на ней хороший след.

Эти проблемы нельзя разрешить воспитанием и лечением миллионов, потому что невозможно перевоспитать все население, внушить всем здравый смысл, дать крепкие нервы, выдержку, глазомер, излечить от дальтонизма (неспособность различать цвета), которым в той или иной степени страдает в среднем 25% населения.

* * *

Улицы и дороги передовых европейских стран, даже самые лучшие, оказываются сегодня совершенно непригодными для движения, они никого не удовлетворяют: ни пешего, ни машинного. На одну улицу современного большого города выбрасываются теперь почти все средства передвижения, которые знал город со времени своего основания: пешеходы, ручная тележка носильщика и мелкого торговца, ослиная упряжка зеленщика, легковые извозчики (которые совершенно исчезнут с улиц через 2—3 года), тяжеловоз-битюг с 2-тонным грузом, двух и трехколесные велосипеды, которые насчитываются миллионами и гибнут десятками тысяч, мотоциклы — ужас пешехода и опаснейшая из машин, трамваи, электровозы, автопоезда с двумя и тремя прицепами, слонообразные двухэтажные английские "босы" (автобусы), автомобили всех видов и размеров — от миниатюрного "бэби" до салона и огромной емкости товарных грузовиков, — вся эта масса движется по дорогам непрерывной сплошной вереницей со скоростью наименее быстрого пользователя дороги.

Если, скажем, впереди два битюга, — все машины вслед вынуждены двигаться со скоростью битюга, если трамвай — со скоростью трамвая, пока не обгоняют его.

Никто точно не подсчитывал еще, сколько миллионов рублей теряет в год каждое промышленное государство от искусственного снижения скорости своего транспорта. И этот убыток будет возрастать до тех пор пока одна дорога и улица будет обслуживать всех.

Мощная машина дает сегодня легко 100 км в час, т.-е. столько же, сколько скорый поезд; 60 км дает дешевая машина.

Даже старый рекорд авто-машины — 335 км в час, непосредственно следует за аэропланом (509 км) и далеко обогнал все другие средства передвижения.

Безумием является попытка уложить эти сверхскорости в черепашьи шаги тяжеловоза. Невозможно их обоих оставить на одной дороге. Общая дорога — пережиток старины. Новые улицы по образцу старых — обывательское недомыслие, за которое нам, а не только следующему поколению, придется жестко поплатиться.

Пеший конному не товарищ, но они по скорости разнятся максимум лишь в десять раз.

Что же общего у них обоих с машиной мощностью даже в 50 лош. сил?

Новые улицы на столбах, параллельные улицы для разных видов транспорта, подземное или окружное моторное движение — таковы задачи, поставленные в Англии. Города должны увеличить свою площадь в 2—3 раза за счет улиц и площадей разных назначений.

В современных условиях расстояние становится только вопросом времени. 100 км сейчас "ближе", чем 25 лет тому назад 10 км.

Надо нам в кратчайший срок учесть опыт движения на дорогах передовых европейских стран.

Инж. Б. Шейнин