ЗА РУЛЕМ, №11, 1929 год. УЛУЧШЕНИЕ УЛИЦ в НЕБОЛЬШИХ ГОРОДАХ

"За рулем", №11, июнь 1929 год, стр. 12-14

Недостаточно построить мостовую — ее надо своевременно ремонтировать и содержать в чистоте. Смывание поливкой пыли и грязи — дольше сохранит мостовую

Инж. К. КУПРЕЯНОВ

УЛУЧШЕНИЕ УЛИЦ в НЕБОЛЬШИХ ГОРОДАХ

ЕСЛИ УЛИЦЫ наших больших городов, особенно центральные, находятся в сравнительно проезжем состоянии, то этого нельзя сказать про маленькие уездные города и даже про окраины губернских центров. Часто бывает так, что пожарные команды не могут доехать до места назначения, застревая в грязи. В результате приходится бороться с пожарами "домашними" средствами. Это происходит не всегда только из-за экономических причин, но зачастую и из-за нашей беспечности и невежества. Поэтому полезно указать наиболее дешевые, легко исполнимые и технически правильные, возможные для применения в наших городских условиях приемы устройства и поддержания улиц, которые помогут избавить наши города от затопления грязью в буквальном смысле этого слова.

Последовательными мерами при устройстве улиц являются: урегулирование плана и профиля улиц, отыскание подручных дорожно-строительных материалов, укрепление проезжей части улиц и тротуаров, поддержание сделанных улучшений при помощи ухода и ремонта.

Урегулирование плана и профиля улиц

Большая часть улиц малых городов, а также окраинных улиц больших городов имеет одну особенность, которая затрудняет их улучшение, но служит залогом ценности их в будущем, — это значительная ширина (50 м и даже больше).

Такая ширина в настоящее время для маленьких городов не нужна, но, несомненно, при дальнейшем их развитии она пригодится. Улицы городов намечаются надолго, а последующие изменения их ширины затруднительны и связаны с дорогими ломками.

Ширину улиц нужно разбить по меньшей мере на 5 полос: одну полосу отвести под проезжую часть, 2 полосы под древесные насаждения — бульвары и 2 — под тротуары. Что же мы этим выгадаем? Выделив для проезда из всей огромной ширины улицы, например, в 50 м, ширину только в 5 м, мы уже в состоянии укрепить эту полосу мостовой.

По бокам проезжей части оставляются обочины, которые служат для бокового упора одежды проезжей части и для уширения ее в будущем, когда развившийся проезд и улучшенные финансы позволят это сделать. По сторонам обочин устраиваются канавы, необходимые для сбора воды, стекающей с проезжей части и обочин и для отвода ее в пониженные места.

В небольших городах канализации обычно нет. Воду спускать некуда. Приходится отводить ее наружными канавами. Канавы должны иметь необходимый продольный уклон, установленный нивелировкой: в песчаном грунте, способном впитывать воду как дренаж, этот уклон может быть самое меньшее 0,2%, а в водонепроницаемых грунтах до 0,5%. Откосы канав необходимо укрепить мелким булыжным камнем или еще дешевле — дерном.

Мостовая на всю ширину улицы обременительна для бюджета небольших городов. Поэтому для проезда достаточно отвода узкой замощенной полосы

Затем идут полосы по обеим сторонам проезжей части за канавами для древесных насаждений (в две линии кустов или деревьев) — это бульвары для прогулки. Они очень полезны — освежают воздух и придают улицам нарядный вид. Бульвары также требуют некоторого укрепления, но значительно меньшего, чем проезжая часть, так как здесь не будет движения экипажей и тяжелых грузов.

По обеим сторонам бульваров лежат тротуарные полосы, непосредственно примыкающие к линиям домов. Тротуары должны иметь поперечный уклон от домов в сторону бульвара для отвода воды, при чем между бульваром и тротуаром оставляется для этого небольшой лоток. Общее расположение может иметь вид, показанный на схеме поперечного разреза.

Для переездов и переходов поперек улицы необходимо в известных местах устройство особых дорожек, укрепленных каким-либо дешевым способом; канавы надо пересекать небольшими мостиками или пропускать их в трубы. Эти переходы надо делать достаточно часто. Такой общий вид должен принять план улицы, при чем он может быть и упрощен в зависимости от местных условий, например, при небольшой ширине улицы могут быть опущены полосы под бульвары, а древесные насаждения делаются в один ряд вдоль тротуаров или же совсем не делаются.

Переходим к профилю улицы. В случае слабого, неустойчивого грунта и близости к дневной поверхности горизонта грунтовой воды, способствующей размягчению грунта, проезжую часть иногда выгоднее устраивать на небольшой насыпи; иначе приходится применять очень сильный и дорогой тип одежды. Устраивая же проезжую часть на насыпи, мы в дальнейшем, при необходимости расширить замощение, вынуждены будем уширять и насыпь, что в результате приведет к тому, что уровень проезжей части будет на уровне окон домов, а тротуары окажутся внизу.

Если проезжая часть помешается не на насыпи, а на одном уровне с грунтом, то устройство канав и придание выпуклости проезжей части может быть произведено одновременно и при том не вручную, а помощью простейших дорожных машин — утюга и канавокопателя, (а также плуга и бороны), не раз описанных на страницах нашего журнала. Можно применять для профилирования и специальную машину — струг.

Форма канав должна быть треугольная или трапецеидальная, в зависимости от количества воды, подлежащей отводу (треугольные канавы легче заплывают, а потому поддержание их труднее). При отсутствии машин все эти работы можно произвести вручную.

Отыскание подручных дорожно-строительных материалов

Кроме улучшения плана и придания должного профиля улице необходимо еще устройство какой-либо мостовой и укрепление тротуаров. А для этих работ нужны дорожно-строительные материалы — камень, гравий, песок, жерства, шлак железнодорожный или заводской и пр. Поэтому раньше всего нужно отыскать эти материалы в районе окрестностей города. Если этих материалов поблизости от города нет, то положение затруднится, потому что дальняя возка их обойдется очень дорого и улучшение улиц задержится.

Вот почему надо, прежде всего, произвести геологическое обследование района, лучше всего поручив это дело геологу, который знает специальную литературу, содержащую описание ранее произведенных исследований в данном районе.

Лучшим дорожным материалом является камень.

В случае отсутствия камня применяется гравий, являющийся также хорошим материалом. Гравий получается из рек или же может быть копанным из карьеров. Хороший, крупный песок также применяется для улучшения улиц небольших городов, путем введения его, как добавки к глине.

Укатка улицы поселка в Дании

Прекрасным материалом является шлак доменных печей, работающих на каменном угле, подходящим — шлак железнодорожный и фабричный, а также лес, могущий итти на устройство тротуаров и даже проезжей части улиц.

Наконец, могут быть использованы специальные местные материалы: морская галька и ракушка, асфальтовый камень, нефтяные материалы, торф, каменноугольные смолы и пр.

Перед составлением проекта улучшения улиц надо знать какими материалами можно располагать и за какую цену. В большинстве случаев какие-либо из этих материалов имеются, и надо лишь выбрать те из них, которые являются наиболее практичными.

Укрепление проезжей части улиц и тротуаров

Камень обычно обрабатывается у нас в шашку неровной формы и этой шашкой замащивается проезжая часть по искусственному песчаному основанию. Это один из наиболее крепких типов мостовых, правда, далеко несовершенный, но доступный по цене. Благодаря прочности этой мостовой, ее целесообразно устраивать на проездах с значительным грузовым движением, например, от железнодорожных станций, пристаней и пр. к центру города. Можно также применить в городе щебеночный тип одежды.

Если нет достаточно прочного камня, годного для изготовления из него шашки или щебня, но имеется гравий, то его с успехом можно применить для проездов, существующих в небольших городах. Нужно только помнить, что один гравий без песка и глины не даст плотной коры; необходимо, чтобы эти составные части находились, примерно, в пропорции 60 : 30 : 10%. При этом из гравия должны отгрохачиваться наиболее крупные частицы, если они содержатся в малом количестве, так как держаться в коре они не будут.

Если нет гравия, но имеется крупный песок, то при глинистом грунте этот песок может пригодиться дпя добавки к грунту таким образом, чтобы пропорция песка к суглинку была бы, примерно, от 70% : 30% до 80% : 20%, в зависимости от влажности места. Если влажность мала, то годится первая пропорция, если велика — вторая. Приемы введения добавки те же, что и для грунтовых дорог.

Если же грунт улицы песчаный и притом песок мелкий (частицы мельче 0,25 мм), то в него нужно добавить не только крупного песка или гравия, но также и глины так, чтобы процентное отношение составных частей окончательной смеси было бы равно указанному, при чем крупного песка (крупностью от 2 мм до 0,25 мм) должно быть не меньше половины всего песка. Лучше брать гравелистый, или хрящеватый песок, в котором заключаются и более крупные каменные частицы.

Хорошее уплотнение достигается проездом не раньше, чем через год, при чем время от времени необходима утюжка такой дороги дорожным утюгом.

Улучшение полотна железнодорожным или заводским шлаком должно производиться так, чтобы в смеси со шлаком дать какой-либо связующий материал, в простейшем случае глину. Иначе шлаковая дорога будет нестойкой, в жаркую погоду — пыльной, а в дождливую — грязной.

Наиболее дешевым приемом улучшения тротуаров следует также считать прием пескования в случае, если грунт глинистый. Гравий дает лучшие результаты. Во многих случаях, если имеется дешевый лес, применяются досчатые тротуары.

Поддержание сделанных улучшений

Чем слабее способ укрепления проезжей части улиц и тротуаров, тем больше потребуется ремонта во время службы и тем дороже уход. Это общий закон. Поэтому мало устроить улицу, — надо ее ремонтировать и содержать.

Ремонт мостовых состоит в том, чтобы не допускать расширения появившихся случайных ям, своевременно их заделывать, что значительно удлинит срок службы мостовой.

На улице этого небольшого немецкого города полная чистота. Улица покрыта хорошей мостовой, зелень по краям дороги очищает воздух

Уход или содержание служит в помощь ремонту и состоит: а) в очистке проезжей части от грязи, навоза и тающего снега, иначе, при оставлении их на коре произойдет размягчение ее и внутреннее загрязнение, ослабляющие ее прочность и уменьшающие срок службы, б) в своевременной очистке канав, труб и мостов от снега перед таянием, чтобы дать сток тающей воде и в) в закрытии осенью труб и небольших мостов хворостом, чтобы они не были забиты снегом, который может оледенеть и закрыть, как пробками, отверстия этих сооружений в период таяния и стекания большой массы воды.

Все эти меры содержания, как и своевременно производимый мелкий ремонт значительно удлиняют срок службы мостовой.

Инж. К. Купреянов