ЗА РУЛЕМ, №12, 1929 год. ОТ ГОНОЧНОГО ГЛИССЕРА к БЫСТРОХОДНОМУ ОКЕАНСКОМУ СУДНУ

"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 8-9

Разрез современного пассажирского глиссера. 1) место водителя, 2) пассажирское отделение, 3) помещение для мотора, 4) пропеллер, 5) помещение для багажа и груза, 6) скользящие плоскости, 7) штуфы, 8) запасной водяной винт, 9) боковой руль

ОТ ГОНОЧНОГО ГЛИССЕРА к БЫСТРОХОДНОМУ ОКЕАНСКОМУ СУДНУ

ВОПРОС об увеличении быстроходности кораблей стоит в центре внимания современного судостроения. Все возрастающая скорость сухопутного и воздушного движения, а также ускорение темпа оборота мирового хозяйства требуют экономии времени и при передвижении по водным пространствам.

До сих пор старались увеличить скорость судна усилением мощности силовой установки и применением нескольких гребных винтов. Однако, увеличивающееся пропорционально квадрату скорости сопротивление воды вводит известный предел этим стремлениям. Мощные машины океанских кораблей сообщают им скорость в 40 км в час. В речном же судоходстве скорость в 20 км в час представляет значительную цифру.

Главное внимание конструкторов кораблей и лодок сейчас направлено на преодоление сопротивления воды и воздуха. Судном, наиболее отвечающим этим требованиям, но все же далеко несоверщенным, является глиссер.

Гоночный глиссер, наименьший по размерам, очень распространенное и популярное спортивное судно; однако, в последнее время ведутся работы для усовершенствования его и применения в качестве пассажирского судна, даже для океанского сообщения.

Идея конструкции глиссера не нова, — она насчитывает порядочное количество лет. Небез'интересно отметить, что возникновение ее принадлежит конструкторам в области воздухоплавания (Хирт, Заблатинг). Родина глиссера — Франция, Италия и Америка.

Пробный пробег нового глиссера Морзена с авиационным мотором в 250 лош. сил и металлическим винтом. Интересна легкообтекаемая форма кузова

Интересную для своего времени конструкцию создал в 1906 году итальянец Форланини. Его глиссер состоял из торпедообразного корпуса, по бокам которого были монтированы две группы скользящих плоскостей. Эти скользящие плоскости были подвижными и служили для боковой устойчивости, а в то же время несколько приподымали корпус лодки над водой на полном ходу. Глиссер приводился в движение мотором в 70 лош. сил, вращающим пропеллер при помощи цепной передачи.

В 1914 году во Франции был устроен конкурс глиссеров, который должен был выявить наиболее практичную и удобную лодку для колоний. В этом конкурсе приняли участие видные конструкторы, как Фарман, Бессон, Шовьер, Тиссандье, Ламберт. В дальнейшем развитии глиссера деятельное участие принимали братья X. и М. Фарман (Париж). В ноябре 1926 года пилоту Фишеру удалось установить мировой рекорд для судов в 140 км в час на Сене на глиссере Фармана. В начале 1928 года глиссером же Фармана с мотором в 450 лош. сил установлен новый рекорд скорости для глиссеров — в 190 км в час.

В последнее время большим и заслуженным вниманием пользуется быстроходный глиссер конструкции болгарского инженера Газенко. Этот глиссер, названный "блоха моря", после нескольких удачных пробных пробегов пересек канал Ламанш в 20 мин. Лодка его представляет по своей конструкции комбинацию глиссера и самолета. Она имеет короткие несущие плоскости с поперечными поплавками, сообщающими ей известную под'емную силу и приподымающими ее из воды на ходу, а также способствующими устойчивости лодки.

Спортивный глиссер Дейке с 3-цилиндровым мотором Анзани — один из первых немецких глиссеров

В Германии одним из первых конструкторов глиссера был конструктор моторов Дейке. В 1913 году он построил глиссер спортивного типа и производил пробные пробеги на Дунае и Штарнбергском озере. Его модель представляла собой килевую с плоскими бортами лодку в 4 м длины и 90 см ширины, предназначенную для двух пассажиров. Мотор 4-цилиндровый FN в 4 лош. силы, пропеллер диаметром в 1,2 м, скорость 14—16 км в час.

Позднее этот глиссер был переконструирован. Мотор был поставлен 3-цилиндровый, фирмы Анзани, в 15 лош. сил с большим пропеллером. При этих усовершенствованиях скорость глиссера достигла 30 км в час.

Еще позднее появился целиком металлический гоночный глиссер Юнкерса, имевший 3 места для водителей и 2 пассажирских. Мотор устанавливался на носу на специальной подставке, два боковых опорных поплавка поддерживали равновесие.

Известная верфь Фридриха Морзена в Вегезаке (возле Бремена) выпустила недавно интересный тип глиссера, который отправлен в Южную Америку. Глиссер этот приводится в движение авиационным мотором в 250 лош. сил, скорость его — 60 км в час. Успех и интерес, вызванные глиссером конструкции Морзена заключаются в том, что позднее ряд усовершенствований может превратить его в глиссер, наиболее отвечающий требованиям грузопод'емности, быстроты и экономичности. Однако, это осуществимо лишь при усовершенствовании мотора и его приспособлении к глиссеру, так как применяемые авиационные моторы, поглощающие слишком большое количество горючего, недостаточно экономичны.

Гоночный глиссер Юнкерса из дюралюминиевой волнистой жести

В настоящее время на Западе разрабатывается проект глиссерного пассажирского сообщения, вызывающий большое внимание со стороны заинтересованных кругов. В Германии такое сообщение предполагается по Рейну и Дунаю; в частности, Рейнский Мозель-экспресс должен связать Триер и Кобленц, Вену и Будапешт и позднее продолжить линию до Белграда. Особое значение придают увеличению глиссера и курсированию его в будущем в водах, омывающих Африку, Америку и Азию.

Так как глиссер судно с небольшой погружаемостью и воздушный винт заменяет на нем водяной, то он может проходить и в водах, изобилующих водорослями. Места, непроходимые для моторной лодки, вполне приемлемы для глиссера. На глиссере можно проникнуть вглубь страны даже по таким рекам, как Конго.

В наше время наука и техника часто опережают смелую фантазию. Проблема океанского быстроходного судна скоро найдет разрешение. Комбинация самолета и глиссера дает максимальное преодоление сопротивления воды и воздуха, а с этим и достижение скорости в 200—250 км в час.

Глиссер Формана на 12 человек с мотором Испано-Суиза в 170 лош. сил — на р. Сене

В недалеком будущем океанский глиссер будет доставлять пассажиров, грузы и почту в каких-нибудь 25—30 часов вместо нескольких суток. Основным фактором в этом деле должно быть усовершенствование дизель-мотора и увеличение его экономичности.