"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 10
НЕОБХОДИМОСТЬ глиссеростроения в России ощущалась давно и только наша техническая отсталость тормозила это дело. Еще в 1912 году на озере Воткинского завода ходил прекрасный глиссер с 35-сильным мотором, развивая скорость в 40 км в час. Из глиссеров советской конструкции отметим в первую очередь те, которые построены ЦАГИ (Москва).
Первый опытный глиссер был построен из дерева с фанерной обшивкой, днище его было дополнительно обшито кольчуг-алюминием. Глиссер этот — однореданный с мотором Изотта-Фраскини в 150 лош. сил. Винт водяной. При нагрузке в 4 человека он показал скорость 78 км в час.
Второй опытный образец целиком из кольчуг-алюминия с воздушным винтом, мотором Сименс в 75 лош. сил, также однореданный. При нагрузке в 4 человека и запасе горючего на 5 часов глиссер развивает скорость 65—70 км в час. Этот глиссер летом 1927 года сделал пробег по маршруту Москва—Ленинград на расстояние 3 тысячи км (река Москва, Ока, Волга, Шексна, Белое озеро, Мариинская система, Вытегра, Онежское озеро, Свирь, Ладожское озеро, Нева, Финский залив).
Сейчас ЦАГИ строит большие глиссеры. Из глиссеров, выстроенных кружковыми организациями Автодора и Осоавиахима, отметим следующие наиболее интересные модели:
1. Деревянный 3-реданный глиссер, построенный Ярославским кружком автомоторной секции Осоавиахима (см. снимок), с мотором Холл-Скотт в 125 лош. сил. Днище его обшито 9 мм тесом в два слоя. Скорость с 7 пассажирами доходит до 65 км в час. Корпус длиною 7 м, шириною 2 м высота реданов — 100 мм.
2. Деревянный двухреданный глиссер с каютой на 14 человек — Красноярского Осоавиахима и агентства Госпароходства. Длина корпуса 10 м, ширина 3 м, мотор Испано-Суиза в 150 лош. сил. Вес без нагрузки — 1.700 кг, груженного - 3 тыс. кг. Максимальная скорость 32 км в час.
3. Деревянный глиссер, выстроенный ячейкой Автодора в Таганроге; мотор Сальмсон в 150 лош. сил, количество пассажиров — 8 человек, скорость — до 35 км в час.
4. Спортивный деревянный глиссер т. Елагина, выстроенный при ячейке Автодора в Тамбове, снабжен мотоциклетным мотором "JAP" в 8 лош. сил. С одним человеком он развивает скорость до 35 км в час. Этот глиссер на конкурсе, об'явленном Автодором РСФСР летом 1928 года, получил по классу маломощных глиссеров первую премию.
Более или менее удачные глиссеры построены также в Лодейном Поле, Нижнем-Новгороде, Ленинграде, Кинешме и ряде других городов Советского Союза.
Инж. Бойков