ЗА РУЛЕМ, №12, 1929 год. ГЛИССЕРОСТРОЕНИЕ в СССР

"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 10

ГЛИССЕРОСТРОЕНИЕ в СССР

НЕОБХОДИМОСТЬ глиссеростроения в России ощущалась давно и только наша техническая отсталость тормозила это дело. Еще в 1912 году на озере Воткинского завода ходил прекрасный глиссер с 35-сильным мотором, развивая скорость в 40 км в час. Из глиссеров советской конструкции отметим в первую очередь те, которые построены ЦАГИ (Москва).

Первый опытный глиссер был построен из дерева с фанерной обшивкой, днище его было дополнительно обшито кольчуг-алюминием. Глиссер этот — однореданный с мотором Изотта-Фраскини в 150 лош. сил. Винт водяной. При нагрузке в 4 человека он показал скорость 78 км в час.

Второй опытный образец целиком из кольчуг-алюминия с воздушным винтом, мотором Сименс в 75 лош. сил, также однореданный. При нагрузке в 4 человека и запасе горючего на 5 часов глиссер развивает скорость 65—70 км в час. Этот глиссер летом 1927 года сделал пробег по маршруту Москва—Ленинград на расстояние 3 тысячи км (река Москва, Ока, Волга, Шексна, Белое озеро, Мариинская система, Вытегра, Онежское озеро, Свирь, Ладожское озеро, Нева, Финский залив).

Глиссер, построенный Ярословским кружком с мотором Холл-Скотт в 125 л. с. Скорость его с 7 пассажирами доходит до 65 км в час

Сейчас ЦАГИ строит большие глиссеры. Из глиссеров, выстроенных кружковыми организациями Автодора и Осоавиахима, отметим следующие наиболее интересные модели:

1. Деревянный 3-реданный глиссер, построенный Ярославским кружком автомоторной секции Осоавиахима (см. снимок), с мотором Холл-Скотт в 125 лош. сил. Днище его обшито 9 мм тесом в два слоя. Скорость с 7 пассажирами доходит до 65 км в час. Корпус длиною 7 м, шириною 2 м высота реданов — 100 мм.

2. Деревянный двухреданный глиссер с каютой на 14 человек — Красноярского Осоавиахима и агентства Госпароходства. Длина корпуса 10 м, ширина 3 м, мотор Испано-Суиза в 150 лош. сил. Вес без нагрузки — 1.700 кг, груженного - 3 тыс. кг. Максимальная скорость 32 км в час.

3. Деревянный глиссер, выстроенный ячейкой Автодора в Таганроге; мотор Сальмсон в 150 лош. сил, количество пассажиров — 8 человек, скорость — до 35 км в час.

4. Спортивный деревянный глиссер т. Елагина, выстроенный при ячейке Автодора в Тамбове, снабжен мотоциклетным мотором "JAP" в 8 лош. сил. С одним человеком он развивает скорость до 35 км в час. Этот глиссер на конкурсе, об'явленном Автодором РСФСР летом 1928 года, получил по классу маломощных глиссеров первую премию.

Более или менее удачные глиссеры построены также в Лодейном Поле, Нижнем-Новгороде, Ленинграде, Кинешме и ряде других городов Советского Союза.

Инж. Бойков