"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 15
Н. БЕЛЯЕВ
7—15 июня 1929 года
В МОСКВЕ летний сезон в разгаре. На улицах духота, столбы песка, чудовищная пыль.
Начался дорожный сезон. Кое-где заклубились асфальтовые котлы, и в разных местах города видна развороченная мостовая. Коммунальное хозяйство столицы обещает в этом году значительно усилить строительство мостовых, в частности увеличить площадь асфальта (по плану на 100 тыс. кв. м).
Мы приветствуем благой поворот МКХ в сторону асфальтового строительства, но большого восторга не выражаем. Если планы будут выполнены даже на все 100%, то и тогда основным типом московских мостовых останется все та же варварская, пыльная булыжная мостовая.
Летом прошлого года "Вечерняя Москва" подняла оживленную кампанию за переустройство булыжных мостовых и за решительное расширение площади асфальта. Кампания эта встретила широчайший отклик трудящихся столицы. Ряд хозяйственников под напором общественного мнения дали обещание, что в следующем строительном сезоне наступит коренной перелом в строительстве московских мостовых.
Мы констатируем, что никакого перелома сейчас нет. Некоторое увеличение строительства мостовых является совершенно естественным расширением деятельности Моссовета и могло наступить без всякого вмешательства общественных организаций.
В период дискуссии о мостовых было выдвинуто предложение, чтобы государственные, кооперативные и общественные организации субсидировали постройку усовершенствованных мостовых на участках, непосредственно прилегающих к их владениям.
Предложение это было встречено сочувственно, но скоро забыто. Мы считаем необходимым вновь и самым решительным образом поднять этот вопрос. Мы отдаем себе ясный отчет, что при самом большом желании МКХ, оно не в состоянии из-за отсутствия средств в короткий срок видоизменить и улучшить все мостовые Москвы. Необходимы новые организационные формы участия всех заинтересованных в этом деле учреждений, помимо МКХ.
Шум, духота и пыль, проникающие через раскрытые окна учреждений, резко понижают работоспособность сотрудников. Экономия в транспорте, износе шин, увеличение нагрузки на экипажи — в самый короткий срок окупят все затраты. Громадные учреждения, занимающие обширные дома в 5—6 этажей, охотно отпустили бы сравнительно небольшую сумму денег, чтобы участки мостовой против их домов превратить из булыжных в асфальтовые.
Уже сейчас в Москве на некоторых улицах против ряда крупных домов можно найти крохотные асфальтовые оазисы среди булыжной пустыни. В дореволюционное время московские домовладельцы, очевидно, считали возможным заботиться об участке мостовой против своего дома наравне с тротуаром.
Мы уверены, что в 50 случаях из ста учреждения охотно отпустили бы средства на перестройку мостовой, прилегающей к их домовладениям, но не делают этого из-за отсутствия соответствующего постановления.
"Известия АОМГИК" ежегодно печатают приказ Моссовета о суммах, которые учреждения должны предусмотреть в своих сметах на содержание мостовой, прилегающей к их владениям. Эти суммы весьма малы (от 30 коп. до 1 руб. 70 коп. за 1 кв. м) и в бюджете учреждений просто незаметны. Мы считали бы необходимым издание общереспубликанского закона, по которому учреждения и предприятия привлекались бы к участию в расходах не только на содержание мостовой, прилегающей к их владениям, но и к постройке усовершенствованных типов мостовых.
Мы вызываем "Вечернюю Москву" вновь с тем же жаром и пылом поднять кампанию за издание такого закона и за улучшение московских мостовых. Мы вызываем также и всю советскую печать помочь делу скорейшего переоборудования варварских мостовых наших городов в проезжие, беспыльные и бесшумные улицы.