"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 16-17
В УСЛОВИЯХ движения современного большого города постройка многоэтажных гаражей из теоретического вопроса превращается в остро стоящую деловую необходимость. В Германии, например, насчитывается свыше миллиона автолюбителей и число их непрерывно возрастает, поэтому недостаток гаражей ощущается очень сильно.
Берлинскому владельцу автомобиля приходится платить в среднем 80 марок в месяц за помещение для машины. Плата эта очень высока, Вызвана она тем, что в городах распространены требующие большой площади одноэтажные гаражи; недостаток места сильно повышает стоимость гаража.
Тут возникает серьезное затруднение. При планировке большинства европейских городов необходимость постройки большого количества гаражей еще не предусматривалась. В то же время гаражи эти, обслуживающие все растущее автодвижение, должны быть созданы в пределах города. Задача постройки достаточного количества гаражей должна быть разрешена в вертикальном направлении — современный гараж может быть только многоэтажный.
Кроме внешнего и архитектурного оформления такой гараж требует особого внутреннего технического оборудования, строго рассчитанного и безукоризненного в отношении безопасности.
Гаражей "идеального" типа нет. По большей части внешний вид и оборудование их зависят от величины и доходности предприятия,
На Западе считается очень удобной комбинация гаража с отелем, в особенности для частных автовладельцев. Постройка гаражей на вокзалах, у остановок подземных дорог, на перекрестках — удобна и выгодна как для частного, так и для городского автодвижения.
В многоэтажном гараже главная задача заключается в том, как ввести в него машины. Выбор представляется между гаражом с наклонными платформами, на которые машина может в'езжать сама, и под'емным краном.
Во избежание несчастных случаев и заминок в начале и конце делового дня платформы требуют чрезвычайно большого места и очень внимательного и тщательного расчета. Снабжаются они движущимися мостками; у помещения, предназначенного для машины мостки слегка наклоняются и машина легко скатывается.
В Америке число многоэтажных гаражей велико, но они не покрывают всего спроса и нужда в них очень остра. Типовая форма для постройки и оборудования гаражей еще не найдена. Исключительно разнообразные по конструкции, они помещаются на главных артериях города; гиганты на 1—2 тысячи машин не являются редкостью. Нередки под'емные платформы на протяжении 12 этажей. Интересно, что по гаражестроению Нью-Йорк сильно отстал от других центров С.-А.С.Ш. — там ясней ощущают необходимость многоэтажных гаражей.
Гаражи, обслуживающие одновременно частных владельцев и городское движение, встречаются в Америке довольно часто. Управление трамваями в Филадельфии построило на своих станциях гаражи, которые предназначены для автомобилей пассажиров, прибывающих из предместий и затем едущих по городу трамваем. В Бостоне торговые предприятия, рискующие потерять покупателей из-за затора в уличном движении, предоставляют своим покупателям гаражи, а также места в омнибусах или вагонах трамвая, останавливающихся у самого предприятия.
В Париже также не мало многоэтажных гаражей с платформами, занимающими 9 этажей. Преимущественной формой гаража там является помещение в виде обширного зала. Однако, строящиеся и новые гаражи имеют отдельные помещения для каждой машины. Все же по техническому оборудованию они отстали от американских. Германия, и в частности Берлин, насчитывает очень незначительное количество многоэтажных гаражей. Причина этого заключается в недостатке средств. Первый десятиэтажный гараж с платформами будет выстроен на вокзале во Франкфурте-на-Майне.
Во Франкфуртском проекте гараж имеет 2 подземных этажа и 8 надземных. Гараж будет связан со всеми отелями города, которые могут помещать в нем машины своих клиентов. Вместимость его — 500 машин. Строящийся в Праге Бонди-гараж интересен тем, что представляет собой комбинацию гаража с отелем. В 11 этажах, снабженных платформами и под'емными кранами, кроме гаражных помещений расположено помещение отеля.
Наряду с мастерскими и выставочным залом имеются концертный и теннисный залы, а также сад и ресторан на крыше. Закладка и постройка гаража обошлась в 1½ млн. долларов. Гараж этот будет автомобильным центром Праги.
Одним из первых многоэтажных гаражей в Германии по времени постройки является "Золотая лютня" в Лейпциге.
Вопрос о многоэтажных гаражах в СССР в связи с ничтожным количеством имевшихся автомашин до сих пор не стоял вовсе. Но грандиозный темп автостроения заставляет нас сейчас же заняться гаражной проблемой.
В этих условиях достижения западной техники в гаражном строительстве, в частности в постройке многоэтажных гаражей, должны быть нами учтены.