ЗА РУЛЕМ, №12, 1929 год. УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 26-27

Проф. Е. А. ЧУДАКОВ

УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

Подача топлива к карбюратору

1. Системы подачи топлива

ДЛЯ езды на автомобиле без необходимости частого возобновления запаса топлива автомобиль должен располагать помещением для горючего в достаточном количестве. Обычно этот запас бывает таков, что автомобиль может проехать до 200—300 км без возобновления горючего.

Топливо хранится на автомобиле в специальном баке, который помещается обычно в одном из трех мест: сзади на раме автомобиля, под сиденьем шофера, или на распределительном щите. Наиболее частым расположением является первое. Иногда для получения наибольшей гарантии в сохранности топлива применяется единовременное расположение на автомобиле двух баков. В этом случае повреждение одного из баков не выводит автомобиль из строя.

Для работы автомобильного двигателя топливо из бака должно подаваться к карбюратору; в настоящее время употребляются следующие способы этой подачи:

1. Подача самотеком.

2. Подача под давлением.

3. Подача под разрежением.

4. Комбинированная подача.

5. Подача механическим насосом.

Кроме того, иногда употребляется подача при помощи электрического насоса, которая, однако, сколько-нибудь широкого распространения еще не получила.

Наконец, в последнее время сделана попытка установить карбюратор непосредственно у топливного бака; получившаяся рабочая смесь воздуха и паров топлива засасывается далее по длинной трубе в цилиндры двигателя. При таком устройстве вопрос о подаче топлива к карбюратору совсем отпадает; однако, к настоящему моменту такая конструкция еще не получила достаточной опытной проверки.

2. Подача топлива самотеком

На фиг. 1 представлена схема подачи топлива самотеком. Здесь М — двигатель, Г — всасывающий патрубок, К — карбюратор и Д — трубопровод для топлива, соединяющий бак В с карбюратором К. В этом случае топливный бак В располагается на щитке автомобиля, как это в общем виде представлено на фиг. 2. Благодаря тому, что бак В расположен выше карбюратора К, топливо самотеком будет поступать к карбюратору. В месте соединения трубки Д с баком В обычно устанавливаются фильтр и кран Р; при помощи последнего можно прекратить доступ топлива из бака в карбюратор. Топливо в бак заливается через пробку Е; для того, чтобы при расходе топлива в баке В не получалось разрежения, могущего приостановить истечение топлива, в пробне Е должно иметься отверстие, соединяющее полость бака В с атмосферой.

Фиг. 1

Система подачи топлива самотеком является самой простой из всех, так как не требует никаких дополнительных механизмов. Единственным ее недостатком является то, что топливный бак при этом располагается вблизи от двигателя, что опасно в пожарном отношении; кроме того, в виду стесненности места здесь затруднительно поместить бак большого размера.

3. Подача топлива под давлением

Схема подачи топлива под давлением представлена на фиг. 3. В этом случае топливный бак располагается обычно на заднем конце автомобильной рамы, как это отдельно представлено на фиг. 4.

Фиг. 2

На фиг. 3 буквой Б обозначена выхлопная труба двигателя, в которой при работающем двигателе всегда имеется давление, превышающее атмосферное. К выхлопной трубе присоединен трубопровод Н, ведущий к топливному баку В, благодаря этому в баке создается избыточное давление, заставляющее топливо из бака В по трубе Д перетекать к карбюратору К. Для того, чтобы давление в баке В не могло достигнуть такой величины, которая опасна для крепости бака, в трубопровод Н введен редукционный клапан И, имеющий своей целью поддержание постоянного давления в баке В. На трубопроводе Н кроме того установлен манометр П, который, помещаясь на щитке перед шофером, дает возможность всегда знать величину давления воздуха в баке В. Наконец, в трубопровод Н включен ручной насос Л, при помощи которого воздух накачивается в топливный бак перед пуском двигателя в ход, так как в это время в выхлопной трубе нет избыточного давления.

Фиг. 3

Давление газа в баке В достигает величины на 0,15—0,2 атм. выше окружающей среды; под влиянием этого давления, топливо из бака по трубопроводу Д и поступает к карбюратору К. Для того, чтобы давление в баке не спадало, пробна Е, через которую происходит наливание топлива в бак, должна закрываться герметично, т.-е. она не должна давать соединения полости бака с наружным воздухом.

Фиг. 4

Общий вид редукционного клапана представлен на фиг. 5. Отходящие газы поступают в трубку А, где проходят через фильтр Б, задерживающий копоть и сажу, находящиеся в газе. Далее отходящий газ поступает к клапану В, который при помощи слабой пружинки Г прижимается к своему седлу. Под влиянием давления отходящих газов этот клапан поднимается и пропускает газ далее к топливному баку.

Над клапаном В помещается второй клапан Д, который прижимается к своему седлу пружиной Е. Если давление газа в камере М будет таково, что сила его действия на клапан Д окажется больше силы пружины Е, то клапан Д приподнимется и выпустит избыточное давление через отверстие К в атмосферу. Таким образом, давление газа в камере М и в топливном баке определяется силой нажатия пружины Г, эта сила нажатия регулируется винтом И, подвертывая который можно увеличивать или уменьшать давление газа в топливном баке.

Фиг. 5

Система подачи топлива под давлением имеет то преимущество, что топливный бак при этом может располагаться на шасси автомобиля в произвольном месте. Недостатком этой системы является то, что воздушный трубопровод Н и топливный бак В находятся под избыточным давлением газа.

Благодаря этому, незначительное повреждение этого трубопровода или бака и неполная их герметичность нарушают правильность действия системы. Кроме того, засоренность отходящих газов может вызвать загрязнение топлива. Для уничтожения последнего недостатка, иногда с целью получения избыточного давления, применяют специальный небольшой воздушный насос, приводимый в действие от кулачкового валика двигателя. Однако, такая конструкция большого применения не имеет.

Проф. Е. А. Чудаков

Продолжение в следующем номере