"За рулем", №13, июль 1929 год, стр. 22-23
НЕСМОТРЯ на значительные улучшения конструктивных данных и оборудования автомобиля, а, с другой стороны, урегулирование уличного движения, кривая роста несчастных случаев на улицах неуклонно повышается.
Показательным примером могут служить цифры берлинской стастистики: в 1926 году — 5.144 раненых и 11 убитых, в 1927 году — 9.023 раненых и 144 убитых, в 1928 году — 11.755 раненых и 216 убитых.
При продолжающемся росте автодвижения цифры эти внушают значительную тревогу и заставляют серьезно задуматься над причинами, вызывающими эти жертвы.
Одной из главных причин катастроф можно считать степень квалификации водителя машины.
Зеркало, предупреждающее о выехавшей из-за угла машине | Прибор, автоматически вытирающий стекла автомобиля |
На ряду с шоферами. имеющими большой опыт, есть новички, овладевшие системой управления одной какой-нибудь марки и мало знакомые с правилами уличного движения. Жертвами таких водителей в первую голову становятся неосторожные пешеходы, беспечные велосипедисты и извозчики. Здесь на помощь шоферу может притти не только умение управлять машиной, но и особое чутье, вырабатывающееся многолетней практикой и любовью к своему делу.
Дождь, ослепляющее действие прожекторов внезапно появившейся машины, гололедица, туман и снег, незнакомые или незамеченные особенности поверхности дороги служат причинами катастрофы так же, как недостаточно внимательный предварительный осмотр машины.
Установленное в школах шоферов количество часов практической езды недостаточно, в особенности для людей нервных и пугливых. Такие люди даже сдав экзамен и получив проездное свидетельство, представляют опасность для своих товарищей по ремеслу.
Безопасность движения в значительной степени зависит от состояния дороги. Небрежный уход за дорогой, плохое ее освещение, особенно в тех местах, где в данное время производятся работы, отсутствие сигнализации на переездах через железнодорожное полотно — все это может повлечь за собой серьезные катастрофы с человеческими жертвами.
Прибор для определения давления воздуха в шинах | Цветная стеклянная пластинка, предохраняющая от ослепления, находится на уровне глаз шофера |
Повидимому кривая роста несчастных случаев еще некоторое время будет ползти вверх, и не мало пройдет времени, пока единственным виновником катастрофы можно будет считать только шофера.
Что же можно сделать и каких результатов можно добиться для достижения безопасности, вводя те или иные усовершенствования в конструкцию или оборудование современной машины?
Уже теперь можно с уверенностью сказать, что современная машина в этом смысле далеко шагнула вперед. Она значительно полнее и легче подчиняется управлению водителя, чем, примерно, 10 лет назад, но все же предстоит еще большая работа и в этом направлении.
В первую голову следует отметить требования устойчивости и достаточной силы сцепления машины.
Большая плоскость соприкосновения с землей, низко расположенный центр тяжести, равномерное распределение груза на передние и задние колеса — вот те требования, которые, к сожалению, не всегда выполняются автомобильными конструкторами.
Характерно, что наиболее удачные в смысле устойчивости автомобильные конструкции являются работами авиационных конструкторов.
Много внимания следует еще посвятить усовершенствованию рулевого управления. Не все фирмы достаточно хорошо справились с этой задачей. Особенно это чувствуется у машин с введенными для комфорта езды балонными покрышками. Передние колеса с такими покрышками сильно колеблются, проделывая нечто вроде танца. В этом случае желательно менять передаточное отношение в рулевом управлении, придавать передней оси особое положение, осуществить независимую подвеску колес с управлением на каждое колесо в отдельности.
Длинные и мягкие рессоры с большим числом листов значительно улучшают получаемое при качающихся осях прилегание к почве. Можно сказать, что очень немногим конструкторам удалось добиться абсолютного прилегания, особенно при недогруженной машине.
Наклон, даваемый фонарям для предотвращения ослепления | Косо направо поставленный фонарик, помещаемый между главными фонарями, освещает правую часть дороги |
Всем известна опасность попадания острых предметов в шину и, несмотря на то, что уже в течение 50 лет крупнейшие фирмы, изготовляющие покрышки, делали много попыток, чтобы побороть это зло, только в самое последнее время удалось добиться кое-каких результатов.
Следует обратить внимание на то, что не так страшен сам прокол камеры, который может быть легко исправлен, как наблюдающееся сплошь и рядом невнимательное отношение шоферов к месту разрыва в шине. В небольшой вначале прокол в шине попадает вода, начинается гниение и постепенное размягчение шины вокруг.
Шторы на фонарях, закрываемые и открываемые шоферами | Фонари Цейса для езды в тумане |
Случайно попав пораженным местом на большой камень, шина лопается и водителю надо проявить максимальную ловкость и самообладание, чтобы удержать машину в горизонтальном положении. Отсюда ясна необходимость самого тщательного ухода за шинами.
Большую роль в предотвращении несчастных случаев с людьми сыграло введение сплошных металлических кузовов, обладающих, несмотря на свою легкость, большой сопротивляемостью ударам при столкновении. Не менее важно применение небьющегося и не дающего осколков стекла, устройство боковых и задних окон больших размеров, установка обратных зеркал, указывающих шоферу на опасность сзади и т. д.
Различные виды предупредительных сигналов, помещаемые сзади | Специальный сигнальный фонарь, помещаемый сзади |
Механические указатели направления движения особенно целесообразны для закрытых машин, так как водителю чрезвычайно неудобно сигнализировать рукой. Кроме того, указания при помощи руки обычно неясны и незаметны.
При внезапно образующихся пробках в уличном движении хорошую службу могут сослужить помещающиеся сзади фонари с сигналом "стоп". Заметить этот сигнал в снег или дождь помогают хорошо зарекомендовавшие себя и широко применяемые механические стеклоочистители.
Прокладка внутри шины, не допускающая к камере острые предметы | Предохранительный шлем для автомобилистов |
Туман — один из самых опасных врагов водителя машины. Несмотря на то, что железнодорожные и морские ведомства ряда стран затратили много миллионов рублей на поиски средств борьбы с ним, достаточно радикальных средств до сих пор нет. Попрежнему применение желтого света, сигнализация изменением силы света фонарей и сиреной остаются единственными мерами предупреждения, но и то, к сожалению, на небольших расстояниях.
Широкая популяризация всех современных методов борьбы с автомобильными катастрофами при все увеличивающемся движении в городах и связанным с этим повышением числа несчастных случаев должна стать одной из важнейших задач Автодора.
Мелочи оборудования современного автомобиля, кажущиеся на первый взгляд незначительными, часто могут спасти не одну человеческую жизнь. Это нужно будет учесть при закупке за границей автооборудования, так как экономия в этом случае может оказаться нецелесообразной.
Инж. М—ч