"За рулем", №13, июль 1929 год, стр. 24-25
НИ СТРАНИЦАХ нашего журнала было помещено много статей о том, как строятся дороги в Америке и Западной Европе.
Мы знаем, что в этих странах дорожная техника достигла огромной высоты. Почти все работы по постройке и ремонту дорог полностью механизированы; применение рабочих рук ограничено.
Широкое использование в этих странах машин и механических снарядов при дороговизне рабочих рук обычно выгодно. В других странах, где рабочие руки дешевы, большинство работ на дорогах выполняется вручную.
Посмотрим, как ведутся работы по постройке и ремонту дорог в странах ближнего и дальнего Востока. На помещаемых снимках изображены различные моменты производства дорожных работ.
На двух снимках мы видим укатку дороги катками, тяга которых производится верблюдами и волами. Этот способ укатки распространен в Египте, Марокко, Алжире, Тунисе и Триполи.
У нас еще применяются катки с тягою их живыми двигателями — лошадьми, но в последнее время они быстро вытесняются паровыми и моторными катками новейших систем, которые распространены за границей. На всех крупных работах у нас применяются катки с механической тягой, конными же катками пользуются только для укатки щебня при ремонте шоссе.
Рисунки изображают работы по замощению дорог в таких странах как Индия, Абиссиния, остров Суматра. Отдельный снимок показывает работу на дорогах Палестины. Подноска материалов здесь производится в ручных корзинах на плечах.
Для выполнения этих работ на Востоке применяются простейшие, известные и у нас инструменты и приспособления — лопаты, носилки, самые примитивные тачки и др.
Особенностью всех работ, изображенных на рисунках, является слишком большое количество рабочих, занятых их выполнением. Это чрезвычайно характеризует незаинтересованность руководителей работ в правильной организации труда. Рабочая сила так дешева, что несколько лишних рабочих не удорожают чувствительным образом всей работы. Никаких механических снарядов не применяется.
Типы мостовых самые примитивные, главным образом, каменные мостовые из необработанного камня, т.-е. в таком виде, каким он собран в горах или привезен в каменоломни. Камни укладываются прямо на разровненный грунт без песчаного основания, — способ, от которого мы в своих булыжных мостовых давно отказались. Еще с середины прошлого столетия у нас стали строиться булыжные мостовые на песчаном основании, крупные камни для которых окалываются в шашку.
Эти снимки дают краткое представление о том, как примитивно производятся работы на дорогах в странах Востока. Иллюстрации показывают, что наша страна в дорожном отношении по сравнению со странами Азии и Африки сделала известные успехи. Те дорожные дни, какие проводятся, например, в Индии, напоминают немного нашу "Неделю Автодора", но, конечно, коренная разница заключается в отношении населения к этим работам. В Индии дорожные работы проводятся под давлением правительства и надзором его чиновников. У нас "неделя" проводится добровольной общественной организацией — Автодором.
Для накопления опыта по проведению "недели" нам полезно обратиться к практике таких стран, как Северо-Американские Соединенные Штаты, Канада, Австралия и др. "Дни хороших дорог", которые проводятся в этих странах уже несколько десятков лет, являются общественным делом и носят организованный характер. Общества, проводящие эти работы, имеют необходимые приспособления и снаряды, правда, кустарного производства, но все же облегчающие выполнение работ и уменьшающие применение мускульной силы.
В нашем журнале мы об'ективно освещаем как достижения западной техники в дорожном деле, так и отсталость стран Востока.
Созданием общества Автодор мы берем твердый курс на ликвидацию бездорожья в нашей стране и на применение всех достижений западной техники в производстве дорожных работ.