Специальный корреспондент "За Рулем" АНДОР ГАБОР
ПАВИЛЬОН № 7. По обеим сторонам выстроились павильоны германской машиностроительной промышленности.
Громадное здание — 98 метр. в вышину, отличается простотой, доведенной до уродства. Ни одного лишнего украшения, ни одной лишней линии. Все рассчитано на целесообразность. Простота эта настолько велика, что посетитель, переступая через порог этого здания, даже не сознает, что он проникает, собственно говоря, в шедевр строительного искусства.
Громадная железо-бетонная галлерея — самое крупное в этом роде здание в мире.
У самого входа — возвышение. Отсюда видна вся галлерея. Море машин, океан металла. Яркие рекламы дерзко притягивают взгляд. Сразу становится ясным, что никакой системы для осмотра экспонатов в этой зале быть не может. Полный хаос, нагромождение, нарочито бессистемное. Оно предназначено специально для того, чтобы зритель был оглушен, чтобы он, не поняв ничего, счел себя невеждой, чтобы он ушел из павильона уверенный, что не смог понять системы, но система эта, конечно, есть, сложная и мудреная, понятная только для посвященных. Капиталиам и здесь инсценирует вульгарную мистификацию.
Полезное, необходимое и целесообразное перемешано и замаскировано избыточным и ненужным.
Легковых машин здесь совсем нет. Вся выставка состоит исключительно из грузовых и производственных машин специального назначения. На этом поприще сражается с конкурентами германская автомобильная промышленность. Легковые машины — сейчас недоступная область производства для Германии. Финансовые возможности широких слоев населения недостаточны для сбыта легковых машин. Разве не все равно, сколько стоит легковая машина — 4,5 или 12 тысяч марок? Такие суммы одинаково недоступны для немцев.
Предметом широкого потребления может, пожалуй, служить только мотоцикл.
Небольшой спрос на легковые машины с успехом покрывается Ситроеном и Фордом. Под натиском этих гигантов Германия вынуждена была отменить оградительные пошлины и налоги на легковые автомобили.
Может быть, германская автомобильная промышленность могла бы конкурировать с иностранной качеством своей продукции, но никак не ценой. Себестоимость в Германии гораздо выше. Кроме того, Ситроен и Форд не скупятся на расходы ради завоевания германского рынка. Помимо сниженных "экспортных" цен и льгот, они организуют такую рекламу, конкурировать с которой германские промышленники, конечно, не в состоянии. Ситроен тратит ежегодно два миллиона марок на рекламу в одной только Германии.
Специальность германской автопромышленности — машины специального назначения, грузовики, автобусы и т. д.
В павильоне выставлены превосходные, изящные маленькие грузовички на 250—750 килограмм. Маленькие каретки для доставки товаров покупателям и громадные рекламные машины причудливых форм — чемоданы, сигарные ящики, гигантские бутылки и тому подобное. Сотни таких машин, похожих на огромнейшие фантастические игрушки, бегают по Лейпцигу во время выставки.
Выставка в Лейпциге. Новая модель грузовой машины с опрокидывающейся кареткой
Новинка, последнее слово автотехники — так называемые "комбинированные" машины. Это — небольшие грузовики, которые по желанию можно преобразовать в пассажирские машины. Платформы с удобными сиденьями легко вставляются и снимаются. Эти автомобили предназначены специально для немецких лавочников. В будни — необходимая для перевозки товаров машина, по воскресеньям — служит для знаменитого и дорогого сердцу каждого немецкого колбасника аусфлуга (увеселительной поездки за город) со всеми домочадцами.
Павильон переполнен посетителями. Воздух непрерывно сотрясается стоном и треском моторов, гудками сирен, свистками сигналов.
Внезапно все покрывается зловещим грохотом. Это — "кипер" — огромный грузовик приподнимает свою платформу, опорожняет ее и снова ставит ее на место. Вся эта сложная махинация производится простым движением рычага, находящегося под рукой у шофера.
Автомобиль для вывозки мусора
Но самая интересная машина, это — так называемый мюллер-ваген, — автомобиль для вывозки мусора. Герметически закрытый, с автоматическими черпалками, он чрезвычайно полезен и должен улучшить санитарные условия густонаселенных городов.
Грандиозное впечатление производит гигантский автобус. Он уже курсирует между Хемницем и Лейпцигом. Это — пульман на "резиновом ходу". Один размер его в состоянии внушить уважение — двенадцать метров в длину. Он оборудован, как самый комфортабельный вагон экспресса. Внутреннее устройство совсем необычное для автобуса. Широкие сиденья, коридор, специальное отделение для багажа. Сиденья сделаны из плетеной соломы; по середине помещения для пассажиров находится автоматический тормоз, не только останавливающий колеса, но глушащий мотор.
Такие автобусы могут иметь немаловажное значение для сообщения между двумя крупными городами с недостаточно развитой железнодорожной связью. Вся машина стоит "всего" 30.000 марок; купив сразу дюжину, можете получить "скидку"!
Гигантский автобус, курсирующий между Хемницем и Лейпцигом —"пульман на резиновом ходу"
Кроме этих "чудес" в павильоне целая коллекция городских и пригородных автобусов. В этой области Германия вполне может конкурировать с иностранными фирмами. Германия имеет то преимущество, что ее автопромышленность еще не стандартизирована. Она находится в периоде исканий. Каждая новая серия является новым достижением, новым шагом вперед.
Среди иностранных экспонатов значительно меньше новшеств. Разве только кое-какие мелкие усовершенствования, возможные в стандартной продукции. Для более значительных нововведений пришлось бы переоборудовать все производство.
Форд, например, вынужден был на несколько месяцев приостановить работу своих заводов для того, чтобы наладить производство новой модели.
В отделе Ситроена единственное новшество, это — кнопка и рычаг для включения света в передних фонарях и для сирены, помещенные в центре руля. Правда, это очень практично и удобно, но в сравнении со смелыми новшествами германских машин, это достижение слишком невелико.
Новая модель грузовика Ситроен, грузопод'емностью 1000 килограммов
Форд. Единственное, что оживляет суровый отряд его тракторов, это — большой позолоченный трактор, на котором с чисто американским юмором написано:
"Ценность его измеряется весом его в золоте".
Больше ничего!
Целый ряд мелких фирм с соответственно меньшими достижениями и новшествами составляют арьергард.
Я иду налево и натыкаюсь на плакат: "Наконец-то настоящее!"
В чем дело? Оказывается, это — стрелка на заднем колесе мотоцикла, которая отныне будет заменять руку на перекрестках.
Другой плакат: "Необходимо!"
Что именно?
Необходимой оказывается мазь для стекла, предохраняющая его от дождя и снега. Стекло, натертое мазью, остается прозрачным при любой погоде.
Новые фонари, сигналы, сирены, дощечки для нумеров.
Новые цепи для колес, новые тормоза, патентованные элексиры для охладителей, новый клей для камеры автошины.
Целое море новшеств. У меня начинает кружиться голова. Я не в состоянии больше воспринимать впечатлений. В моей голове хаос и столпотворение. В моем мозгу взрывается мотор, по нервам катится шарикоподшипник. Перед глазами пляшут слова реклам — данолин, спидолин, фридолин!
Я спешу выбраться из павильона. Не так легко итти в ногу с автопромышленностью. Для этого надо было бы иметь маленький мотор внутреннего сгорания внутри своего тела.
Я устал. До здравствует автотранспорт, но с меня довольно. Я хочу спать, а у меня нет денег на такси.
Лейпциг, март 1928 г. Андор Габор