Наши мосты — наша беда
Н. ЛИСТРАТОВ
НАША страна исстари славится своим бездорожьем. Причина тому — наши огромные расстояния, редкое население, климат и, наконец, свойства наших грунтов (на севере преобладает глина, на юге — чернозем, превращающиеся в дождливое время года в невылазную грязь).
Вследствие этого очень многие местности на 2—3 месяца в году оказываются совершенно отрезанными от остального мира, и на всех грунтовых дорогах почти совершенно замирает гужевое движение, отсюда — перебои в снабжении города и деревни, колебания цен (в сторону вздорожания) и нарушение правильного грузооборота страны.
Но и вне распутицы наши грунтовые дороги и мосты на них мало пригодны для сколько-нибудь правильного полногрузного гужевого транспорта, не говоря уже об автомобилях и грузовиках.
Из трех миллионов километров грунтовых дорог мы имеем только три процента вполне исправных. Все же остальные дороги находятся в том же первобытном состоянии, как и двести лет тому назад, а чинят их гораздо меньше и хуже, чем тогда, потому что прежде рабочие руки и лес для мостов были гораздо дешевле, чем теперь.
Миллионы километров дорог, нуждающиеся в ремонте, надо чинить не так, как раньше — технически неграмотно и неумело, а так, чтобы от этой работы дорога действительно улучшалась и делалась проезжей во всякое время.
Дело это — громадное и технически не такое простое, как казалось раньше и как кажется теперь людям, мало с ним знакомым. Это дело требует громадных денежных средств, которыми советская власть пока не располагает.
Сделать это можно только при помощи сил и средств самого населения. "Деревня сама должна взяться за исправление своих дорог" — под этим лозунгом должно развиваться это огромной важности дело.
Один путь дорожной самопомощи в деревне указан декретом от 17 августа 1927 г. и заключается в привлечении населения личным трудом к участию в дорожных работах — по постановлению сельского схода; другой состоит в самообложении (по декрету от 7 января 1928 г.) и, наконец, третий — образование дорожных товариществ.
Остановимся на них подробнее.
Декреты от 17 августа 1927 года и от 7 января 1928 г. устанавливают способ использования местных сил и средств на дорожное дело; сельские сходы имеют право (но не обязаны) выносить постановления о дорожных работах или о самообложении. Такое постановление делается обязательным для всех членов схода, даже и несогласных с ним.
Дорожные товарищества строятся на принципе строгой добровольности; вступление в члены товарищества и выход из их числа всецело зависит от доброй воли граждан. Другая особенность заключается в том, что членами товарищества могут быть не только отдельные граждане, но и все учреждения и предприятия, находящиеся на данной территории. Таким образом, все кооперативы, артели, кредитные товарищества, совхозы, фабрики и заводы, расположенные в той или другой местности, могут вступать в члены дорожных товариществ, так как все эти организации кровным образом заинтересованы в улучшении дорог и в удешевлении перевозок грузов.
В практике Общества "Автодор" был случай, когда одно из районных кооперативных об'единений Курской губернии обратилось с просьбой оказать ему содействие в приобретении необходимых железных балок на 5.000 руб. — сумму, которую оно ассигновало на постройку моста. Об'единение учло, во что ему будет обходиться лишний пробег грузов или переправа их на лодках через реку в случае разрушения моста, и нашло выгодным для себя ассигновать на восстановление моста такую сравнительно крупную сумму.
Таких случаев в будущем будет много.
Активность и личная инициатива отдельных работников должны сыграть видную роль как в самом распространении дорожных товариществ, так и в успешности их работы.
У нас на глазах выросла значительная сеть мелиоративных товариществ, число которых сейчас уже превышает 5.000; мы видим, что почти в каждом сельском обществе существуют пожарные дружины. Дороги не менее важны для деревни, чем мелиорация, так как нет смысла увеличивать количество сельскохозяйственных продуктов, если их нельзя, или чрезмерно дорого стоит вывезти с мест производства. Отсутствие хороших дорог ограничивает сбыт и лишает выгодности все улучшения в хозяйстве.
Членами дорожных товариществ могут, в порядке декрета от 7 января, быть и сами сельские общества, на земли которых распространяется деятельность данного товарищества.
Вынося постановление об отчислении на дорожные нужды, сельское общество может одновременно постановить о вступлении в члены товарищества с передачей в его распоряжение всего отчисления, которое вносится отдельными членами сельского общества или деньгами, или доставкой материалов по местным ценам, или личным трудом, оцениваемым по нормам урочного положения.
Само собой разумеется, что участие отдельных граждан в дорожных работах в порядке самообложения должно освобождать их на срок действия самообложения от вторичного участия в этих работах в качестве членов товарищества.
Товарищества должны обзавестись необходимыми, сравнительно недорогими, дорожными снарядами, значительно удешевляющими и ускоряющими производство работ на грунтовых дорогах; к числу этих снарядов относятся утюги для выравнивания полотна и придания ему надлежащего профиля, конные лопаты для земляных работ, канавокопатели для проведения канав, плуги и бороны для разрыхления грунта, катки для уплотнения полотна и т. д. Все эти снаряды стоят различно, но в общем недорого, начиная от десятков рублей (плуги и бороны) и кончая сотнями; таким образом, по цене они вполне доступны для товариществ, которые в течение нескольких лет смогут приобрести полные комплекты необходимых и взаимно дополняющих друг друга дорожных машин.
Технический надзор за дорожными работами — это необходимое условие для их успешности и правильного ведения.
Чтобы правильно строить или ремонтировать дорогу, надо уметь находить и использовать уклоны местности для устройства надлежащих водостоков, надо знать, какой придать дороге поперечный профиль, надо быть знакомым со свойствами различных грунтов, правилами их смешения, способами устройства дренажей, с расчетами прочности мостов и т.д. Все это, обыкновенно, в деревне никому неизвестно, и этот пробел может быть восполнен только приглашением на работу техника или, по крайней мере, десятника.
Пока еще не издано особого "Положения о дорожных товариществах" и не существует типового устава для них, общество "Автодор" намерено возбудить ходатайство об издании необходимых постановлений. До этого уставы дорожных товариществ должны составляться на местах инициаторами этого дела, которым могут оказать содействие местные коллективы и отделения "Автодора".
Устав дорожного товарищества, согласно только что изданного декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 6 февраля 1928 г. "Об утверждении Положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли", и "Положения" об этих обществах ("Известия" от 29 февраля 1928 г. №51), подлежит утверждению местного окружного или уездного Административн. отдела.
Нельзя терять предстоящего строительного сезона, и потому следует приступить к организации дорожных товариществ теперь же, не откладывая.
Местные коллективы "Автодора" в городе через шефские общества должны явиться застрельщиками в этом деле, а на деревне — основным ядром будущего товарищества.
Н. Листратов