"За рулем", №1, апрель 1928 год, стр. 31-32

НАУКА НА ПОМОЩЬ ДОРОЖНОМУ ДЕЛУ

Инж. К. КУПРЕЯНОВ

КАКАЯ экономия в народном хозяйстве от хороших дорог? Если считать население Московской губ. в 4,5 миллиона и считать, что на одного человека в сезон требуется 1 подвода груза в ½ тонны с пробегом в 10 км, а стоимость одного тонно-километра 60 коп. (1 коп. — пудо-верста), то стоимость всего грузооборота по неулучшенным дорогам будет 4,5 × ½ × 4 × 10 × 0 р. 60 = 54 миллионам рублей в год.

Если предположить, что передвижение по улучшенным дорогам будет вместо 60 коп. стоить 45 коп. на тонно-километр, то стоимость грузооборота понизится до 40,5 миллионов рублей в год, т.-е. экономия будет 15,5 миллионов рублей в год.

Дорожное строительство опирается на два принципа: установившаяся практика и техническая теория. В пределах обычной практики мы не находим решений очень многих дорожных вопросов, напр., устройства грунтовых дорог, удешевления и рационализации щебеночных шоссе и булыжных мостовых, применения, в связи с ростом автодвижения, на пригородных и промышленных участках — усовершенствованных покрытий.

Гораздо дешевле и вернее сперва определить, как будут вести себя дорожные материалы в маленьких дозах — в колбах и приборах, а потом судить, как придется поступить с десятками тысяч тонн этих материалов в действительной обстановке.

Сложность дорожных вопросов происходит от связи их с местными условиями: климатическими, топографическими, гидрологическими, почвенными, геологическими, наличием местных материалов и др., так что для решения того или другого вопроса в данном районе — необходима предварительная исследовательская работа с научной оценкой всех районных условий на месте. В результате этой работы получаются стандарты для устройства дорог, имеющие районное значение.

Стандарты Ленинградской губернии (песок) не годятся для Московской (глины), а стандарты Московской губ. не годятся для Курской и т. д. (чернозем). Это распространяется и на другие дорожные материалы.

Нормальная организация дорожно-исследовательского дела в стране должна состоять из центрального органа для всей страны с сетью местных станций. В задачи центрального органа входит: разработка общих приемов исследований и сосредоточение в одном месте результатов исследований местных районных станций для вывода общих заключений.

В задачу районных станций должно входить: а) исследование всех условий для выработки местных дорожных стандартов, б) сосредоточение в одном месте результатов опытных работ местных дорожных органов (коммунхозов, уездов и пр.) и выводы из них для всех частей района.

Одной из задач дорожно-исследовательской станции является предупреждение дорогостоящих ошибок при новых работах, производимых местами без должной разработки. Места не могут сами осуществить эту разработку в виду недостатка и даже полного отсутствия лиц, подготовленных для исследовательской работы. Необходимо помнить, что до развития автомобилизма, дорожного дела, как научной дисциплины, не существовало даже эа границей.

Алмазное сверло для высверливания образцов из камня

В СССР имеется Научно-Исследовательское бюро Центрального управления местного транспорта НКПС и семь станций: в Москве, Харькове, Ростове и др. городах.

Каких реальных результатов можно ожидать от работы станций?

Можно ответить на этот вопрос, примерно, так:

а) отыскание новых строительно-дорожных материалов (камня, гравия, песков, глин) лучшего качества и более близких к месту работы;

б) улучшение и использование материалов, считающихся до сего времени недостаточно пригодными для дорожного строительства, — напр., улучшение известняков посредством силикатирования, глин — посредством обжига и в виде клинкера; использование шлаков; улучшение слабых и глинистых грунтов посредством разных добавок; применение битумов (в районах их месторождения);

в) так как устройство грунтовых дорог зависит в огромной степени от осушения почвы, необходимо применить научные способы мелиорации, по отношению не к площади, а к линии дороги.

Каждая дорога имеет свои болезни (пучины, заболоченные и грязные места, явления сезонных распутиц и т. д.), от которых население страдает самым реальным образом; поэтому необходимо дать общие простые и дешевые приемы борьбы с этим злом.

Одна из лучших современных дорожных одежд — клинкерная, из специальной глины, обожженной до состояния спекания

Производственные организации не зная способов лечения этих болезней, часто безрезультатно тратят большие суммы на борьбу с такими явлениями, как, например, пучины; при этом обращают внимание лишь на внешние проявления их, а не на уничтожение самой причины. Внешние болезненные проявления стремятся устранить россыпью дополнительного каменного и песчаного материалов, действие каковых россыпей продолжается лишь короткое время, а в дальнейшем — пучины появляются вновь. Невольно возникает сравнение с лечением серьезной болезни домашними способами вместо обращения к врачу.


Hosted by uCoz