МЫ, вятичи, переживаем диккенсовские времена. У нас по губернии ходят дилижансы — славные добрые дилижансы, — отличающиеся от старых английских только тем, что вместо кучера правит шофер, а взамен понукания лошадей и свиста кнута в воздухе раздаются отрывистые сигналы гудка и грохот мотора.
Нынешней зимой организовано регулярное автомобильное движение между Вяткой и уездными городами — Слободским и Нолинском, известными политическим ссыльным.
В рассвет, два раза в неделю, на станциях экипаж всегда ожидают пять-шесть пассажиров в валенках и тулупах. Люди любят тепло и боятся морозов. Ведь, надо проехать 145 километров и пробыть на холоде 8 часов! Только после этого можно быть в Нолинске.
Уплатив гривенник за каждый километр, который вы собираетесь проехать, вы садитесь в машину. Вы обгоняете ползущие обозы и смотрите, как встречные лошади, пугаясь, рвутся из оглоблей и становятся на дыбы. Приближаясь к деревне, вы видите большую толпу крестьян и слышите возгласы:
— Едет! Едет!..
Если шофер смилостивится над мужиками и замедлит ход, вы среди гама различите крики восхищения и зависти. За автомобилем гонятся мальчишки, за мальчишками — собаки...
Вы спрашиваете о дороге, о рытвинах, о ямах, весенней грязи. Вы говорите, что летом на старом мосту прорвется шина, а потом, когда ее починят, автомобиль потонет в соседней луже...
Не беспокойтесь! И зимой и летом через 8 часов вы будете в Нолинске.
Правда, у нас есть топкие непроезжие места достаточно плотной и жидкой грязи, порядочные ухабы, а при переправе через речку мы часто обходимся без моста.
Наша гордость — мы можем поделиться правом на нее с северодвинцами, наша гордость — тропа Соловья-Разбойника. Она лежит на севере Вятской губернии и проходит в Северодвинскую. Эта тропа — бывшая дорога.
Только любящие риск люди пускаются по ней в путешествие. Уже десять лет сочневские мужики не ездят здесь на телегах. Они уже позабыли, что рядом с ними существует Синегорье. Даже верхом туда не проберешься.
Два года назад из Синегорья в Сочнево пробрался какой-то отчаянный парень, узнал — живы ли соседи, а домой вернулся длинным окольным путем.
Не пугайтесь, все это — по другой дороге! Она еще не автомобилизирована. Через пять-десять лет придет и ее пора. А пока на очереди — автомобилизация тракта Котельннч—Яранск. Он в неисправности. Как только стает снег, туда пойдут землекопы, мостильщики и техники, а когда на деревьях появятся листья — и по этой дороге побежит автомобиль.
Телега погибнет. Ее участь уже решена ячейками "Автодора", которых у нас несколько.
А кое-где ей и гибнуть нечего. Ее нет. Да, да, телеги нет. В Кувакушинском районе, Омутнинского уезда, у 133 хозяйств оказалось только 10 телег. Непроходимые болота отменили телегу. Весной и осенью район совершенно отрезан от волости и там не ездят ни на телегах, ни верхом. И даже пешком не ходят. А зимой — сани. Сани у кувашинцев есть...
И, все-таки, автомобиль победит. Натуральное хозяйство, первобытная дикость, величайшее бездорожье будут уничтожены. Еще в прошлом году крестьяне сами стали чинить дороги. В одной волости — Кокинской, Уржумского уезда — они построили 30 мостов, устроили большие насыпи и засыпали несколько кубов камня. Все это — бесплатно, по собственному почину.
С саней ли, с телеги ли — мы на хорошей шоссейной дороге обязательно пересядем на автомобиль!
Вл. Булыжник
Мы помещаем одно из первых писем-корреспонденций, полученных нашим журналом.
Мы ждем писем и сообщений наших читателей о положении автомобильного и дорожного дела на местах и развертывании работы "Автодора".
Пишите о работе, проделанной городскими и сельскими коллективами "Автодора", об организации крестьянских дорожных товариществ, о работе на заводах и предприятиях по местному транспорту и т. д. Рабкоры и селькоры должны активно помогать автомобилизации нашей страны и улучшению дорог.
Редакция "ЗА РУЛЕМ"