Пробег французских шестиколесных машин по пескам Сахары
СКЕР-БЕ
ТАК называемые "трехосные" шестиколесные автомобили, появившиеся сравнительно недавно, сразу получили распространение в Европе и Соединенных Штатах и имеют все данные для дальнейшего развития.
Трехосный автомобиль расширил область применения автотранспорта как в отношении проходимости по дорогам, так и в смысле грузопод'емности. Дело в том, что две трети нагрузки, приходящиеся на заднюю часть автомобиля, распределяются равномерно уже не на 2, а на 4 несущие точки и поэтому — загрузнуть в песке, в снегу или грязи такая машина уже почти не может. Эти же соображения дали возможность увеличить грузопод'емность этих машин.
Германская автомобильная промышленность, специализирующаяся на выпуске преимущественно грузовых автомобилей и автобусов, уделяет серьезное внимание постройке трехосных машин, применяемых, главным образом, для городского и междугородного автобусного сообщения. Максимальный вес для трехосных машин в Германии разрешен до 11 тонн. Трехосные двухэтажные автобусы строются в большом количестве также в Англии и Америке. Интересно отметить, что колебания почвы при прохождении крупных трехосных машин настолько невелики, что городские власти за границей включают в городской транспорт двухэтажные трехосные автобусы. Более спокойный ход трехосного автомобиля ощущается и пассажирами.
Франция, имеющая крупные колонии в Африке, своевременно учла достоинство трехосных машин в смысле их проходимости, и вслед за машиной "Ситроэн" с резиновыми гусеницами, приближающими ее к типу трактора, трехосный автомобиль фирмы "Берлие" довольно свободно пересекает Сахару. При этом скорость его в сравнении с гусеницей "Ситроэн" была значительно выше. Это событие открыло широкие перспективы установления через Сахару нормального пассажирского движения.
Большую роль эти машины могут сыграть во время войны, так как дают возможность доставки больших отрядов войск и снарядов по всевозможным дорогам; кроме того, переделка их в гусеничные тракторы, имеющие в современной военной технике огромное значение, не представляет большого труда.
Английское военное министерство учло несомненную выгоду постройки в мирное время трехосных машин, служащих целям обыденной жизни, вместо гусеничных тракторов, область применения которых в мирное время весьма ограничена.
Шестиколесный трехосный автомобиль на последней Лондонской выставке в 1927 г.
Понятным поэтому становится то обстоятельство, что английские заводы, строящие трехосные машины, получают от военного министерства крупные субсидии, выполняя целый ряд чисто военных, конструктивных требований. Примером может служить специально выработанный военным министерством тип задних осей.
Из конструктивных особенностей, характерных для трехосных автомобилей, следует отметить наличие у большинства типов двух самостоятельных диференциалов, привод к которым происходит одним или двумя карданными валами.
Английский стандартный тип задней оси, выработанный фирмой совместно с военным министерством, имеет червячную передачу в диференциале и потому явилось весьма удобным введение только одного карданного вала. В других странах привод одним карданом также является распространенным.
Немецкой фирме "Даймлер" удалось осуществить однокарданный привод при передаче в диференциале коническими шестернями. Фирма же "Бюссинг" в этом случае устраивает привод двумя карданными валами.
Задние колеса трехосного автомобиля, снабженные гусесничными лентами
Применяемая в трехосных машинах подвеска колес имеет целью постоянное равномерное распределение нагрузок на обе задние оси, чему способствует расположение рессор. В этом случае, колеса с осями могут вращаться вокруг некоторой средней оси и этим саморегулировать нагрузки между собой.
Коробки скоростей у некоторых из описываемых машин имеют увеличенное до 6—8 число скоростей. Это придает машине, принужденной работать в самых разнообразных условиях, эластичность.
В наших дорожных условиях грузовые трехосные машины, по всем своим уже указанным качествам, могут представить тот тип автомобиля, который лучше всего применим на наших скверных дорогах. Это обстоятельство и целый ряд чисто-военных достоинств указанных машин необходимо учесть органам, ведущим закупку автоимущества за границей, а также и организациям, проектирующим автомобильные заводы у нас в Союзе.
Скер-Бе