"За рулем", №2, май 1928 год, стр. 20-21

ЧТО ТАКОЕ САЙКЛКАР?

М.З.

В ВИДУ больших налогов на машины и больших единовременных расходов на приобретение, содержание и эксплоатацию их, на Западе, особенно в Англии, Франции и Германии, за последние годы начал входить в обиход маленький автомобиль простой, очень дешевой конструкции, с маломощным экономичным мотором, так называемый сайклкар (cyclecar). Сайклкаром принято называть легкую машину, весом не выше 350 кг, с мотором не выше 1.100 куб. см рабочего об'ема, снабженную двухместным или специальным кузовом.

Сайклкар завоевал себе положение, как дешевая экономичная машина, занимающая среднее место между автомобилем и мотоциклом.

За границей сайклкар пользуется большой популярностью среди спортсменов-любителей, но также широко применяется и для коммерческо-эксплоатационных целей — для перевозки грузов почты, очистки улиц, ремонта телеграфных и телефонных линий и т. д. Для нашего Союза сайклкар представляет большой интерес. Он обладает громадной проходимостью, даже больше, чем мотоцикл с коляской, благодаря более равномерному распределению нагрузок на колеса. Вес сайклкара немного превосходит вес мотоцикла того же литража. Все механизмы сайклкара (мотор, коробка и т. п.) подвешены на рессорах, что также выгодно отличает его от мотоциклов у которых подвеска неудовлетворительна, особенно для наших дорог. Сайклкар счастливо соединяет в себе конструктивные достоинства автомобиля и проходимость и дешевизну мотоцикла.

В настоящее время конструкция сайклкаров еще не вполне установилась. Многие фирмы строят сайклкары, копируя механизмы нормального автомобиля с некоторыми упрощениями и в уменьшенном масштабе, другие же фирмы и конструктора начали искать новые конструктивные самостоятельные формы. Второй путь следует признать более правильным, так как механизмы нормального автомобиля сложны и дороги.

Сайклакар Ройяль-Руби, модель 1917 г.

В большинстве случаев сайклкар представляет легкую трехколесную машину с одним ведущим колесом, привод на которое с коробки скоростей или специального заднего моста осуществляется цепью. Моторы ставятся как с водяным, так и с воздушным охлаждением, что особенно интересно в условиях нашего Союза. Благодаря небольшим мощностям моторов представляется возможность широко использовать фрикционную передачу (перемена передач и сцепление), что с отсутствием диференциала крайне упрощает, а следовательно, и удешевляет конструкцию всей машины. Подвеска колес самая разнообразная, но есть определенная тенденция делать несвязанные колеса, — это вообще сейчас считается удобным и на больших машинах.

В разных странах машины этого типа применяются в различных областях.

В Англии и Франции они чрезвычайно распространены как спортивные и прогулочные машины. В Германии спортивные сайклкары встречаются крайне редко, зато как грузовые и специальные машины они с каждым годом распространяются все больше и больше.

Наиболее популярным сайклкаром в Англии и Франции являются машины "Морган-Дармон". Своей простотой, солидностью конструкции, большой проходимостью, а также достигнутыми скоростями эта машина завоевала себе симпатии английских и французских спортсменов-любителей

Морган-Дармон выпускает три типа сайклкаров, различающихся только моторами:

  1. мотор с водяным охлаждением и нижними клапанами,

  2. с воздушным охлаждением и нижними клапанами и

  3. с водяным охлаждением и верхними клапанами. Все три типа мотора имеют 1.084 куб. см., двухцилиндровые, образные, с алюминиевыми поршнями.

Коробка — двухскоростная передача на заднее ведущее колесо — двумя цепями. Сцепление — конус с ферродо. Рама — из стальных труб.

Максимальные скорости, достигнутые этой машиной, — 130 километров в час.

Цена спортивного сайклкара "Мор ан-Дармон" — 110 фунтов стерлингов.

Другой чрезвычайно распространенной машиной является сайклкар Л'Ирзан.

Сайклкар Д'Ирзан

Фирма Д'Ирзан выпускает две модели трехколесных машин, отличающихся только литражем моторов. Мотор "Ruby" четырехцилиндровый с водяным охлаждением, верхними клапанами и аллюминиевыми поршнями. Смазка — механическая. Сцепление однодисковое — масляное. Коробка скоростей — автомобильного типа, отлита вместе с мотором и имеет 3+1 скорости. Передача на заднее ведущее колесо производится цепью с амортизаторами. Подвеска передних колес независимая. Скорость машины 77-80 километров в час.

Большая модель Д'Ирзан имеет мотор с об'емом цилиндров в 1100 куб. см и дает скорость до 120 километров в час. Расход горючего 11 литров на 100 километров. Сайклкар Д'Ирзан, вообще, машина тяжелая, комфортабельная и очень прочная, удобная для загородных поездок, и во Франции получила значительное распространение.

Французская фирма Виллард выпустила две модели сайклкаров — трех и четырехколесную. Эти машины по своей конструкции также чрезвычайно просты и дешевы.

У трехколесной модели одноцилиндровый двухтактный мотор 347 куб. см с воздушным охлаждением расположен спереди.

Передача на переднее ведущее колесо через фрикционную передачу и цепь.

Поворотным является переднее колесо, а поэтому между цепной шестерней и осью колеса введен кардан.

Четырехколесный Виллард имеет двухцилиндровый двухтактный мотор, цилиндры которого отлиты вместе и имеют 500 куб. см раб. об'ема. Охлаждение воздушное. Ведут машину два передние колеса.

Сайклкары: Майола, Сима-Виолет, СМ., Виктор и Руби хотя и имеют свои конструктивные особенности, но в виду большого сходства своих механизмов и моторов с нормальными автомобилями, особого интереса для нас не представляют. Как видно из нашего краткого описания французских и английских моделей, эти машины предназначаются, главным образом, для спорта. Этим путем и идет дальнейшее развитие сайклкаров Англии и Франции. Не то в Германии. Можно смело сказать, что Германия первая страна, которая широко применила мотоцикл для коммерческих целей. Отсюда и все сайклкары ее имеют ярко выраженные признаки происхождения от мотоцикла. Чрезвычайно типичной в этом отношении является машина "Монотрак".

Последняя спортивная модель сайклкара "Морган-Дармон" 1928 г. с мотором в 1085 куб. см

Это — большой мотоцикл на который поставлен двухместный кузов-тандем. Для большого удобства езды, по бокам машины поставлены два добавочных маленьких колеса, которые могут быть подняты с места водителя специальным рычагом. В поднятом состоянии эти добавочные колеса не касаются земли, но на вираже или при медленной езде не дают машине упасть на бок. Монотрак имеет одноцилиндровый четырехтактный мотор с водяным охлаждением, помещенный в задней части шасси. Об'ем цилиндров равен 512 куб. см.

Радиатор помещен спереди. Коробка скоростей вместе с мотором имеет 3 скорости и свободный ход. Передача с коробки на колесо цепью. Вес машины 320 килограммов.

На последней Лейпцигской выставке 1928 года некоторые германские фирмы показали свои новые модели трехколесных легких машин.

Молодая, но хорошо известная своими мотоциклами, фирма DKW выпустила трехколесный грузовичок, грузопод'емностью 400 кг.

Машина имеет мотор DKW в 500 куб. см, мощность которого 7 л. с.

Коробка скоростей имеет три скорости, задний и свободный ход. Передача на переднее ведущее колесо цепью. Мотор и коробка скоростей расположены в верхней части вилки переднего колеса и поворачиваются вместе с ней. Рама машины штампована из листовой стали.

Грузовичок DKW с грузом в 400 кг на высшей передаче развивает скорость до 45 километров в час. На то же шасси фирма ставит пожарные насосы и кузова, приспособленные для перевозки больных.

Фирма Монос также выпускает трехколесные легкие грузовики грузопод'емностью до 500 кг. Рама этого грузовичка штампованная из листовой стали.

Все шасси сделано таким образом, что на него можно, по желанию, ставить специальные кузова — для очистки и поливки улиц, для перевозки грузов, почты и пожарные насосы.

Вообще в Германии трехколесный автомобиль в коммерческой эксплоатации получил широкое распространение. Почти все фирмы, строющие мотоциклы, выпускают тот или иной вид этих чрезвычайно легких и экономичных трехколесных грузовичков.


Hosted by uCoz