С раннего детства увлеченные машиной, они внимательно слушают захватывающее сообщение о детском автомобиле
Очерк Р.ПРАГЕРА
ЛОЗУНГ "Даешь детский автомобиль" привлек 12 апреля в Политехнический Музей две-три сотни ребят от 8 до 15 лет. Они собрались задолго до начала диспута и устроили у входа свою собственную предварительную дискуссию.
Слова: шестерня, передача, втулки, мотор, пружина, педаль, тормоз — точные производственные термины, замелькали в воздухе, как стружки с токарного станка. Ребята горячились так, как умеют горячиться только изобретатели, отстаивающие правоту своей идеи. Спор шел о способах делания планеров, паровых машин, ветряных мельниц, электромоторов, автомобилей.
В одной кучке ожесточенно отстаивают преимущества пружины перед резиной для планера. Бойкий пионер рассказывает, как он смастерил самодельное ружье и как он бьет им тетеревов.
— А где же ты, — недоверчиво спрашивают его, — достаешь пули?
— Очень даже просто, — ухмыляется, — беру бертолетовую соль (ею горло полощат), примешиваю древесного угля, потом дробь еще, забиваю в патрон — чище покупного бьет.
Ребята, разинув рот, восторженно глядят на него. Чорт возьми, завтра же надо обязательно попробовать самому смастерить ружье.
Председатель "Автодора" А. М. Лежава с молодым автомобилистом
Большинство ребят пришло сюда из пионерских звеньев, из школ, специально осведомленных о диспуте; но есть и одиночки, пришедшие самостоятельно. Несколько, правда, накладно вышло с билетом, — и три гривенника — капитал для детского кармана, — но зато деньги эти пошли "на дело", не то что на какое-нибудь там кино!
Все они с раннего детства влюблены в машину. Это все производственники — будущие механики, слесари, шоферы, летчики, инженеры, изобретатели. Сегодня они пришли сюда для того, чтобы узнать, можно ли им самим и удастся ли построить детский автомобиль?!
Первым их приветствует тов. Лежава, председатель "Автодора". Он говорит о самодеятельности и учебе, о том, что пролетарское государство с великой надеждой взирает на подрастающую смену.
Центральная Детская Техническая Станция, в лице своего руководителя тов. Волкова, демонстрирует детям различные типы автомобилей.
Вот сначала те, тяга которых на... веревочке. Таких много всегда на бульварах: карапузы самого младшего возраста возят в них песок и камушки.
— Нет, не такой нам нужен авто! Нам — с мотором!
И тогда где-то раздается татаканье, открывается боковая дверь — в залу торжественно в'езжает крошечная двухместная машина, совсем настоящая копия большой. Это — единственный в СССР детский авто, сделанный рабочим Бурцевым у себя дома для двух своих сыновей 8 и 9 лет. Нашина обошлась ему в 180 рублей; она развивает скорость до 24 км в час; на пневматиках, мотоциклетный мотор в 1 л. силу — все честь честью!
Детский автомобиль с мотоциклетным мотором, сооруженный тов. Бурцевым
В зале творится нечто невообразимое. Все сорвались со своих мест и жужжащим роем облепили Бурцева с его машиной и сыновьями. Да, да, вот такой им нужен автомобиль — в школу ездить, маме продукты из кооператива привезти, на экскурсию отправиться к товарищам в соседний пионерский лагерь. Да что и говорить! — суть-то ведь не в том, чтобы кататься, а чтобы сделать его своими собственными руками. И главное, только тогда из них будет настоящая смена, когда они будут с детства знать детали машин как свою собственную пятерню! С трудом водворяется спокойствие. Дело сразу становится на реальную почву. После оживленных дебатов — выступали дети, инженеры, взрослый изобретатель — выносится резолюция:
Нужны детские автомобильные курсы — бесплатные, и чтобы там могли группами строить автомобили! Нужен детский автомобильный клуб! "Автодор" должен помочь приобрести с автокладбищ по дешевке старые ненужные части! Через год — первый детский автомобильный парад на Красной!
Очень, очень многое нужно еще молодым автомобилистам, рвущимся к творчеству...
— Готовы ли строить автомобили?! — спрашивает тов. Волков у детей, закрывая собрание.
— Всегда готовы! — единодушно в ответ.
Р. Прагер.