В. Ф. ДМИТРИЕВ
МНОГО писем получено от кооперативных работников, от рабочих и крестьян, в которых они пишут, что автомобиль необходим в первую очередь кооперации, во-первых потому, что кооперация легче может приобрести машину, а во-вторых потому, что обслуживание членов в кооперативах при помощи автомобиля будет лучше и дешевле. В письмах указывают, что снижение цен на товары без автотранспорта невозможно. Большие накидки падают именно на транспорт, особенно в отдаленных от станций жел. дорог местах. Зачастую транспортные расходы превышают в несколько раз стоимость самого товара (Сибирь), особенно для предметов первой необходимости (соль, керосин, хлеб и др.). Даже в городах доставка продуктов является весьма дорогой и удешевить ее можно только при помощи автомобиля.
"Центральная" улица пос. Издешково (Осташковской волости Смоленской губернии)
Фото С. Фридлянда.
С введением автомобиля облегчится доставка товаров в деревню, а также сырья и продуктов — в город. Без автомобиля и при плохих дорогах доставка сырья очень затруднительна, а скоропортящихся продуктов (молоко, яйца, овощи, фрукты и т. д.) возможна не на большое расстояние, что ограничивает район образования хозяйств этого типа. В связи с быстрым увеличением роста городов и усилением потребления молочных продуктов и овощей вопрос об автосообщении требует срочного разрешения. В странах с развитым молочным хозяйством, как Дания, Финляндия, Швеция, доставка молока к железнодорожным станциям производится на автомобилях; это дает возможность значительно расширить круг молочных хозяйств за счет удаленности их от жел. дорог. Там крестьяне доставляют молоко на сборные пункты, через которые проходят автомобили (сборщики) и забирают его. Молоко в бидонах обычно подносят или подвозят к дороге и оставляют здесь без всякого присмотра. Нам, конечно, до этого еще далеко. У нас придется устраивать приемные пункты, откуда к забирать молоко, так как в противном случае от молока и бидонов ничего не останется. Будем надеяться, что через автомобиль мы скорее покончим с некультурностью и не отстанем от других стран!
Несколько писем отмечают необходимость автомобиля для кустарных артелей. Один кустарь, описывая подробно обстановку своего труда, говорит, что кустарным артелям "без автомобиля — гроб". Доставка кустарных изделий настолько дорога, что с'едает весь заработок и часто отдает, особенно одиночек-кустарей, в кабалу скупщику-кулаку.
Много доводов приводится за автомобиль для риков, виков и коллективов.
Тов. Конышев (дер. Борсуки, Сиротинского района, Витебского округа) пишет:
"Автомобиль, в первую очередь, нужен кооперации, райисполкомам и коллективам.
Кооперация не всегда своевременно представляет товар. Тут автомобиль и поможет: он заменит несколько лошадей и телег. Да не всегда найдешь достаточно подвод в деревне, а на автомобиле привезешь когда надо.
Райисполкомы, в большинстве, руководят работой посредством бумажек, а живого руководства не видно, потому что раз'езды на подводах заняли бы много времени и потребовали бы больших расходов.
Коллективы увеличат производительность труда, потому что на автомобиле сделаешь за один день то, что с лошадью в несколько дней.
О необходимости автомобиля для кооперации тов. Журавлев из Забсельсоюза в Чите пишет:
"Забайкальский союз с.-х., кредитных и промысловых кооперативов существует три года и бьется над вопросом улучшения путей сообщения, ускорения связи с своей низовой сетью в числе 190 единиц.
На окраине, где редки селения, где район одного рика тянется на сотни верст, где жизнь требует быстрого передвижения промтоваров, ценного сырья, разброску к сроку сезонных с.-х. машин, большого и быстрого передвижения средств — автомобиль нужен дозарезу.
Быстрота — один из рычагов всей нашей социалистической стройки. Пример: у нашего союза имеется 7 инспекторов-агрономов, получающих в среднем 125 руб. в месяц. При обслуживании кооперативов половина их времени уходит на раз'езды. Авто может ускорить движение в 5 раз, на переезды в месяц вместо 15 дней потребуется три дня. Двенадцать дней освободится, суточные за 12 дней не потребуются, т.-е. сбережется на одном работнике в год 1200 руб., у семи работников — 8.400 руб.
Сколько плачет денежек из-за потерянного времени, а что стоит несвоевременная хозяйственная и советская постановка дела, указания и т.д. — подсчитать даже трудно!
За три года руководители союза не имели возможности отлучаться в сторону от линии жел. дороги, так как на это требовалось много времени и стоило дорого.
Руководители лишены возможности прощупать, как идет сбыт, снабжение, кредит бедняку — лично выявить недочеты и сделать коррективы.
Разве это не патриархальщина?
Забсельсоюз второй год ломает голову — как приобрести хорошую машину. Проиграл он на этом уже не один автомобиль.
Будет автомобиль — о дорогах места позаботятся, наладят, жизнь их подгонит".
Многие товарищи пишут, что развитие коллективного хозяйства немыслимо без автотранспорта. Особенно он необходим в тех хозяйствах, где имеются тракторы. Есть предложения об образовании автомобильных коллективов. Одним словом, все письма говорят об одном — дайте нам автомобиль через кооперацию, через коллективы.
Одни считают, что лошадь выгоднее автомобиля, особенно если исходить из единоличного хозяйства. Большинство же, наоборот, приходит к выводу о выгодности автомобиля. Я не буду приводить тех расчетов о выгодности автомобиля, которые имеются в письмах.
Эти расчеты характерны лишь тем, что многие авторы делают весьма подробные исчисления вплоть до норм кормления лошади и этим доказывают правильность сделанных ими выводов о выгодности автомобиля. Большинство расчетов совершенно правильно построено в смысле определения стоимости содержания лошади и автомобиля.
Так, красноармеец Николай Рычков (авиошкола) пишет:
"Я — крестьянин Вятской губ., Вятского уезда. Я сравнивал свое хозяйство и выяснил, что мне будет очень выгодно иметь автомобиль взамен лошади. Главное, у нас лошадь держать невыгодно. Лошадь сама себя не оправдывает в виду того, что она стоит на месте и мало работает. Учитывая повседневный расход на лошадь, очень выгодно иметь ваамен лошади небольшую автомашину. Гласное, когда машина стоит, то она не расходует на себя, а лошадь все время расходует".
И в подтверждение своих доводов приводит подробный расчет стоимости упряжи, лошади и ее содержания, а также и стоимость автомобиля и эксплоатацию его.
Много писем имеется из Сибири, в которых указывают на необходимость замены лошади автомобилем, так как только автомобиль в состоянии "преодолеть" сибирские пространства.
Тов. Никольский пишет:
"Свыше 25 лет я прожил в Сибири и тысячу раз убеждался в том, что сибирские крестьяне просто не успевают справиться с своим хозяйством только потому, что их лошадки, несмотря на свой быстрый бег по хорошим, степным дорогам, не могут развить большей скорости, чем это требуется ходом дела, и дальнейшее развитие хозяйства, вследствие этого, несомненно, тормозится.
Можно было бы подсчитать, сколько дней, "дорогих рабочих дней, которые кормят целый год", пропадает у нашего сибирского крестьянина на переезды: на пашню и с пашни домой, на покос, в кузницу, на мельницу, в город и т. д.
Переведите эти дни в десятины запаханной земли и вы увидите насколько увеличится посевная площадь.
Автомобиль бы значительно сократил это количество непроизводительно затраченных дней и сторицей возвратил бы крестьянину затраченные на приобретение его средства
Трактор и автомобиль значительно двинули бы вперед наше сельское хозяйство, а следовательно, и экспорт, и валюту, и импорт.
Разве введение автомобиля не было бы рационализацией сельского хозяйства?"
Я не буду приводить еще выдержек из писем — их много. Все они примерно такого же содержания.
Какой же ответ можно дать на поставленный вопрос? Общего ответа дать нельзя. Вопрос может быть решен только в каждом отдельном случае. Безусловно, лошадь не может быть заменена автомобилем полностью в сельском хозяйстве, так как во многих районах обработка земли возможна только лошадью. Много зимних работ (главным образом, в лесу) также не могут обойтись без лошади. В то же время автомобиль с успехом может заменить лошадь в транспорте. Здесь определенно можно сказать, что автомобиль выгоднее лошади почти во всех случаях, даже при нашем бездорожье. Вообще автомобиль может заменить лошадь для перевозки товаров, продуктов, сырья, пассажиров, почты и иных грузов.
В конце-концов, автомобиль несомненно вытеснит лошадь всюду, где он окажется выгоднее. Доказательством этого является пример С.-А.С.Ш. (Америка). Приводимая таблица дает наглядную картину о наличии автомобилей и лошадей.
Число лошадей на фермах и общее число пассажирских и грузовых автомобилей в С.-А.С.Ш. (Америка):
1914 | 1924 | 1925 | 1926 | 1927 | 1928 | |
Число лошадей (в тысяч.). | 20.962 | 17.222 | 16.489 | 15.840 | 15.979 | 14.541 |
Число пассажирских и грузовых автомобилей (в тыс.). | 1.300 | 15.092 | 17.740 | 19.764 | 22.057 | 23.125 |
Из этой таблицы видно, что с увеличением числа автомобилей уменьшилось число лошадей.
В то же время эта же таблица показывает, что автомобиль полностью заменить лошадь не может.
В. Ф. Дмитриев