Иван БОГОВОЙ
ТЕПЛЫЙ весенний день. Пара отощавших лошадей — весна в этом году поздняя, кормов нехватило, пришлось докармливать "кое-как" — с большим надрывом тащит тяжелую арбу по размытой весенними дождями дороге. Наш возница Шевченко сначала суетился, кричал на лошадей, угрожающе махал кнутом, но, видимо, отчаявшись в возможности поехать хоть немного быстрее, повернулся к седокам и, видимо, решил "занять их разговорами".
Поговорили о погоде, о том, что "теплые места теперь как-будто на холодные передвигаются, и наоборот", о ценах на ячмень и овес, о "позыке" (заем укрепления крестьянского хозяйства), словом — затронуты были все стороны жизни. Наконец, разговор перешел на вопросы местного благоустройства, и здесь, конечно, в первую голову о дороге, о способах передвижения. Мы — я и местный агроном — начали мечтать о шоссе, об автомобилях в деревне, о... да мало ли о чем мечтается, когда передвигаешься из села в село со скоростью... четыре версты в час, когда видишь надрывающихся лошадей, застрявшие в грязи арбы... Шевченко очень внимательно прислушивался к нашим разговорам.
— А дозвольте спросить вас, — вдруг обратился он к нам, — где можно купить автомобиль?
— Автомобиль?... Зачем тебе автомобиль?..
— Надо!.. Буду кладь да пассажиров возить... Да и в хозяйстве приспособить можно.
— Да ведь у тебя коней пара...
— Пара, это — правильно, да житья нам от коней не стало. Все, что заработаешь — кони с'едают. Нет никакой мочи. Купить бы артелью машину, а коней продать.
Мой спутник—агроном, сразу же дал ответ:
— Автомобиль хотите артелью приобрести? Что ж, дело хорошее. Всячески, как говорится, надо приветствовать... Как начать? Это очень просто. Соберитесь вместе несколько хозяйств, организуйте ячейку "Автодора" — общество такое есть.
— Ячейку? Авто... — поперхнулся Шевченко.
— Не партийную ячейку, а кружок, ну, вроде как бы кружок Осоавиахима. А это будет кружок "Автодора". "Автодор" это — общество, помогающее членам своим по льготной цене автомобили покупать.. Вот организуйтесь, и получите по льготной цене и в рассрочку автомобиль...
Так ответил местный агроном крестьянину, которого лошади "едят", мысль которого, в поисках выхода из создавшегося положения, набрела на автомобиль. Так раз'яснил он крестьянину цели и задачи нашего общества. Агроном этот, как выяснилось после, сам имеет весьма и весьма смутное представление об "Автодоре". Не то где-то слышал о нем "краем левого уха", не то видел заметку в газете, дочитать которую до конца "как-то не пришлось".
В тот же день мы были в большом совхозе. Почти все производственные процессы в хозяйстве механизированы. Тяговая сила полностью механическая. Совхоз заключил договоры с рядом ближайших сел и поселков на обработку их земель тракторами. Всю зиму при совхозе работали курсы трактористов. За зиму пропущено несколько смен. Всего обучилось работе на тракторе и сложных сельско-хозяйственных машинах свыше двухсот человек (в том числе несколько женщин). Нам довелось беседовать с одним из выпусков этих курсов и с отдельными трактористами предыдущих выпусков. Первое, что бросается сразу в глаза, — это сильный уклон в техническую сторону. Окончившие курсы трактористы сравнительно хорошо научены обращаться с трактором и сложными сельскохозяйственными машинами, но почти совершенно ничего не получили на курсах в области политической подготовки вообще и в области вопросов сельскохозяйственной политики и экономики в частности. О том, что трактор неизбежно ломает старые формы крестьянского сельского хозяйства, что тракторист должен быть не только агитатором за переход мелкого индивидуального хозяйства к крупному обобществленному, но и должен стоять в первых рядах организаторов социалистической перестройки деревни — об этом абсолютное большинство встречавшихся нам в деревнях трактористов имели не совсем ясное представление. Та же картина и в отношении "Автодора". Отдельные трактористы (особенно комсомольцы и более или менее систематически читающие газеты) слыхали об "Автодоре", но когда начинаешь говорить им о том, что они должны быть агитаторами и пропагандистами "Автодора" в гуще крестьянских масс, по тому, как встречаются подобные разговоры, чувствуется, что над этими вопросами они никогда не задумывались, что никто никогда им об этом не говорил.
Я не знаю так ли обстоит дело в других районах Советского Союза, но из тех, пусть неполных, материалов, которыми мы располагаем, видно, что и другие районы в этом отношении не далеко ушли от тех мест, о которых мы писали выше.
Итак, можно определенно сказать, что не только трактористы, но даже некоторая часть сельских агрономов не принимают активного участия в работе нашего Общества. Даже больше, можно говорить не о том — принимают или не принимают трактористы участие в работе Общества, а о том, что многие из них даже не знают о существовании Общества, а если и слыхали, что такое Общество существует, то не представляют себе достаточно ясно его цели и задачи.
Быть может напрасно говорить и писать об этом? Быть может отряд трактористов по сравнению с другими отрядами культурных работников деревни настолько малочислен, что не стоит ставить специально вопроса о привлечении в Общество трактористов, о превращении их в активных агитаторов и организаторов Общества на местах, в действительных проводников идей "Автодора" в широчайшие массы бедняцко-середняцкого крестьянства? Нет. Так этот вопрос мы ставить не можем. Если отряд трактористов численно и меньше других отрядов культурных общественных работников деревни, то он занимает там особое место и он должен быть опорой нашего Общества на селе. Да и численно-то он не так уж мал, как это кажется на первый взгляд. Количество тракторов в сельском хозяйстве Советского Союза растет с каждым годом. Так, в 1923/24 году было 2.505 тракторов, в 1924/25 году — 8.575, в 1925/26 году — 22.243, в 1926/27 году — 30.000.
В настоящее время количество тракторов уже значительно перевалило за тридцать тысяч. В первые годы остро чувствовался недостаток в обученных трактористах. Так, на 1 января 1926 г. хотя почти 94% крестьянских об'единений, владевших тракторами, и были обеспечены трактористами, но трактористы эти не всегда имели необходимую подготовку (окончивших курсы — 47,9%, шоферов — 14,5% и практикантов — 37,6%). В 1926/27 году дело это наладилось и, по данным союза сельхозкооперации, "подготовлено на курсах трактористов-рулевых больше, чем распределено тракторов". Таким образом, можно считать, что в деревне мы имели отряд трактористов минимум в 30.000 человек. И он с каждым годом будет увеличиваться. Так, согласно пятилетнему плану развития сельского хозяйства Советского Союза, количество тракторов увеличится до 100.000. Таким образом, количество трактористов через 5 лет достигнет цифры свыше 100.000 человек.
Это — через 5 лет. Но и теперь отряд трактористов насчитывает в своих рядах минимум 30.000 человек (минимум потому, что кроме трактористов-рулевых мы имеем еще значительное количество технических руководителей, инструкторов и т. п.).
Тридцать тысяч трактористов! Этот отряд, один из многих отрядов миллионных армий строителей новой деревни, должен быть и может быть активным агитатором, активным проводником идей "Автодора" в широких массах бедняцко-середняцкого крестьянства.
И этот отряд занимает особое место в деревне. Из практики нашей политико-просветительной работы в деревне мы знаем, что из ячеек различных добровольных обществ лучше работают те, основным ядром которых являются люди, знающие дело — во-первых, и вокруг которых можно сразу же развернуть какое-либо практическое полезное для деревни дело — во-вторых. Хорошо работают, например, те ячейки Осоавиахима, в которых имеется становой хребет из демобилизованных красноармейцев и которые развертывают опыты по применению искусственных удобрений на крестьянских полях, организуют борьбу с вредителями в поле, садах, огородах и т. д. Так и здесь можно заранее сказать, что наиболее работоспособными будут те ячейки нашего Общества в деревне, в которых будут работать трактористы.
Отсюда вытекают и наши практические задачи. Их в основном всего две.
Задача первая — организации нашего Общества в городах должны немедленно связаться с органами, ведающими делом подгоговки трактористов (земельное управление, наробраз, сельскохозяйственная кооперация), и добиватъся включения в программу курсов нескольких бесед об "Автодоре", его целях и задачах. Если почему-либо не удастся включить в программу курсов бесед об "Автодоре" — можно организовать ячейку "Автодора" на курсах и вести работу через ячейку. И после, когда курсы уже закончатся и курсанты уедут на места — необходимо поддерживать с ними связь и всячески помогать им (советами. литературой и т. п.) в налаживании работы в деревне.
Задача вторая — местные деревенские ячейки нашего Общества должны обязательно привлечь работающих в районе трактористов. Трактористы — члены Общества, обязаны по своем возвращении в деревню организовать ячейку "Автодора" и активно работать в ней.
И еще одна задача есть, с приведенными выше тесно связанная. Это — усиление работы местных организаций нашего Общества среди агрономического персонала. Ему в своей работе часто приходится соприкасаться с крестьянством, и нам необходимо добиться такого положения, чтобы каждый агрономический работник не только мог бы толково раз'яснить крестьянину о целях и задачах "Автодора", но и принимал активное участие в работе Общества.
Иван Боговой